Очень сложно подобрать для себя правильную спортивную посадку.

С одной стороны, абсурдная по сути, но с другой — произведение искусства, старая велосипедная реклама достойна внимания и детального изучения.

Оснащённая зубчатой поверхностью (зубцами) плоскость улучшает сцепные свойства.

Ещё не с нами?

Почему лучше зарегистрироваться

вход

|Источник: Astana Cycling Team

0

Стивен Рош

Stephen Roche

Ирландский профессиональный велогонщик, один из немногих обладает Тройной короной — победой в двух гранд-турах и на Чемпионате мира в один год
Дата рождения: 28 ноября 1959
Место рождения: Республика Ирландия
Рост, см: 175
Вес, кг: 74

Стивен Рош родился в Дандруме неподалёку от Дублина 28 ноября 1959 года.

В Ирландии есть такая пословица: «лучше иметь горсть таланта, чем полную сумку золота». Судьба Стивена Роша, настоящего ирландца, является полным подтверждением этой народной мудрости. Именно талант позволил этому упорному спортсмену стать обладателем Тройной короны велоспорта — в один год победа на двух Гранд-турах и на Чемпионате мира.

За всю историю велоспорта её удостоились лишь два человека — Эдди Меркс в 1974 году и Стивен Рош в 1987 году. Вряд ли она достанется кому-либо ещё.

Первые шаги к успеху

Рош был вторым по старшинству из пяти детей. Его младший брат Лоренс также стал велосипедистом, но большого успеха не добился.

Стивен прошёл обучение на дублинской молочной ферме. Сумки золота у него не было, а вот талант проявился почти сразу.

Выступление 19−летнего Стивена в команде ICF team на легендарной ирландской гонке Rás Tailteann стало огромной сенсацией. Его физическая сила и уверенность в себе произвели на всех неизгладимое впечатление, особенно когда Рош поверг в разделке стопроцентного фаворита Билли Керра (Billy Kerr). 26−километровую индивидуальную гонку на время Стивен выиграл с преимуществом в 11 секунд. Казалось, победа не стоила ему никаких усилий, на финишной прямой он даже успел радостно поприветствовать публику. Именно эта победа стала для молодого ирландца первым важным шагом к будущим успехам в велоспорте, дала ему уверенность, что он нашёл свой путь — и всего через 8 лет его имя уже будет навсегда вписано в историю.

Когда Рош уже выиграл Тройную корону, и Эдди Меркс подошёл к нему со словами: «Поздравления, Стивен, теперь мы равны», Рош в своей обычной насмешливой манере заметил: «Нет, не равны, Эдди — ты никогда не выигрывал Rás Tailteann».

Удачные выступления за любительский велоклуб Orwell Wheelers увели Роша далеко от жизни фермера. В 21 год он покинул Ирландию. Французский тренер пригласил молодого и подающего надежды ирландца в любительскую команду ACBB Boulogne-Billancourt, где его целью стала подготовка к Олимпийским играм 1980 года.

Талант Стивена был очевиден — в первый же год пребывания в Европе он выиграл любительскую гонку «Париж — Рубэ», уехав в отрыв с Дирком Демолем. Тогда спортивный директор пригрозил, что отошлёт его домой в Ирландию в тот же день, если он не будет первым. И Рош победил. А Франция стала его вторым домом (уже более 25 лет он живёт попеременно во Франции и у себя дома в Ирландии, заявляя при этом, что французского и ирландского в нём теперь поровну).

Карьера профессионала

Травма колена не дала отличиться Рошу на Олимпиаде в Москве — он приехал 45−м. Но вернувшись во Францию, с августа по октябрь 1980 он выиграл в 19−ти гонках, что дало ему возможность заключить первый профессиональный контракт с Peugeot Professional Cycling Team.

Начиная с 1981 года, профессиональная карьера Стивена Роша продлилась 13 лет.

Первая профессиональная победа состоялась на «Туре Корсики» в 1981 году, где молодой ирландец обошёл самого Бернара Ино. Затем пришли ещё десять побед. Это был поистине выдающийся дебют, если учесть, что в первый же год Рош завоевал и «Париж — Ниццу».

В 1982 году Стивен был вторым на «Амстел Голд».

Сезон 1983 года завершился для ирландца бронзовой медалью на Чемпионате мира в Altenrhein, Швейцария.

В последующие годы Рош шёл только вперёд. Три победы на «Туре Романдии» (за всю карьеру), GP de Wallonie, Critérium International, второе место на «Париж — Ницце» в 1985 году, третий на «Льеж — Бастонь — Льеж» в 1985 году. И вот наконец и успех на Гранд-туре — в 1985 году Рош выиграл 18−й этап «Тур де Франс» до Обиска и взошёл на подиум в Париже, заняв третье место.

Казалось бы, 1986 год сулит ему ещё более значительные успехи. Но в ноябре 1985 года на трековых соревнованиях Paris six-day в Берси он сильно травмировал правое колено. Проблема оказалась очень серьёзной, и весь сезон 1986 года был полностью разрушен. Упорный Рош пытался перетерпеть боль, ведь он заключил контракт со знаменитой командой Carrera. Но самым большим его достижением стало второе место на одном из этапов «Джиро д'Италия». На «Тур де Франс» он признавался, что чувствовал себя «как будто входил в тёмный туннель» боли. «Петлю» он всё же проехал до конца, но был лишь на 48 месте в генеральной классификации.

В конце 1986 года Рошу пришлось сделать операцию на колене и всю зиму посвятить восстановлению.

«Джиро д'Италия» — 1987

1987 год стал для Стивена Роша годом чудес. Начав с победы на Volta a la Comunitat Valenciana, он продолжил триумфальное шествие, выиграв в третий раз «Тур Романдии». Также, он стал четвёртым на гонке «Париж — Ницца», не забыв там и о победе на этапе. «Льеж — Бастонь — Льеж» принесла ему второе место.

Но подойдя к «Джиро д'Италия» в превосходной форме, Рош не получил статус капитана. Ведь в команде Carrera находился победитель «Джиро д'Италия» 1986 года — Роберто Висентини (Roberto Visentini), стремившийся повторить свой успех. Итальянцы, естественно, желали победы именно своему соотечественнику, а не ирландцу. Разгорелся конфликт. Роша отличало завидное упрямство. Если он находился в хорошей форме, ничто не могло остановить его на пути к победе. И в жизни ирландца этот случай соперничества за право лидерства был не первым. Ещё в Ирландии, в 1979 году, на той памятной гонке Rás Tailteann, когда Рош одержал свою первую крупную победу, он пошёл вопреки указаниям руководства команды и не стал работать на своего капитана.

Как и в юности, в 1987 году главным соперником Роша стал его товарищ по команде Роберто Висентини.

«Я считаю, что это нечестно, — объяснял Рош. — С самого начала года я доказал, что могу быть хорошим лидером. У меня были отличные результаты, и я всегда помогал моим товарищам по команде. Когда мне понадобилась их помощь позже в сезоне, они все были готовы работать на меня. Затем мы приехали на „Джиро“, и Висентини был назначен капитаном, хотя за текущий сезон ничего не показал. Конечно, я был недоволен».

Это была одна из самых напряжённых гонок «Джиро д'Италия». А противостояние Роша и Висентини стоит в одном ряду с историческими дуэлями Бернара Ино и Грега Лемонда, Джильберто Симони и Дамиано Кунего, Альберто Контадора и Лэнса Армстронга.

На прологе гонки «Джиро д'Италия» 1987 года, проводившегося в Сан-Ремо, розовую майку надел Роберто Висентини. Рош отстал от него на 9 секунд, но причиной его девятого места стала досадная случайность — ослабилась застёжка на педали. Возможно, ирландское упрямство не позволило Рошу сдаться. Он во что бы то ни стало стремился отыграть злосчастные секунды и сделать это как можно быстрее. На этапе 1В, представляющем собой довольно нетипичную разделку: 8 км дистанции; 4 км опасного спуска и 4 км плоского рельефа до финиша — Рош одержал победу. На последних 4 км этапа он приложил всю свою мощь.

А на 3 этапе — в командной разделке на 43 км, — ирландец переоделся в заветную розовую майку лидера. Теперь Висентини отставал от Роша на 15 секунд в общем зачёте. Ирландец на все вопросы о капитанстве в Carrera отвечал: «Время покажет». Свои позиции он сдавать не хотел. На 4 этапе Рош, получив на финише 10 секунд бонификации, оторвался от Висентини ещё больше. Между товарищами по команде, каждый из которых считал себя лидером, было уже 32 секунды.

Напряжение в Carrera нарастало. Война в открытую началась на первом горном этапе номер 6. Рош атаковал дважды на 17−километровом подъёме, но так и не смог оторваться от Роберто Висентини. Преимущество ирландца в один момент составляло 30 секунд, но Висентини был бдителен. После финиша итальянец не сдержался, и высказал Рошу всё, что он думает о его тактике и нарушении субординации. Но ирландца было не так легко запугать, он рассказал журналистам: «Когда Висентини поймал меня, он не захотел работать на наращивание отрыва от Андерсона и Аржентина, как я говорил. Это был великолепный шанс дистанцировать соперников, но для меня, в общем, день прошёл неплохо».

Соперникам Роберту Миллару, Эрику Брёйкинку, Морено Аржентину, война между сильными лидерами Carrera была на руку.

10 этап. Спринтерский финиш и мокрая дорога. Массовое падение всего за 1 километр до финиша. Ирландец, который всегда избегал массового спринта, успел нажать на тормоза, но тот, кто ехал сзади — не успел. Рош пострадал не слишком сильно — у него были лишь ссадины и ушибы. Но не это его расстроило. Он был возмущён тем, что команда даже не пыталась его подождать.

«Когда я упал, ни один мне не помог — наоборот, все поздравляли друг друга с тем, что Роберто наконец возьмёт инициативу. Они были уверены, что теперь он победит. Я не собираюсь сдаваться».

Но упрямство и упорство ирландца не могли ему помочь быстро восстановить форму после падения. Левая нога болела. На следующем 11 этапе Рош не мог выкручивать тяжёлые передачи, когда Роберто Висентини в свою очередь стал атаковать.

Итальянца также можно было понять — в тот день Висентини исполнялось 30 лет, он был в хорошей форме и учитывая, что ирландец не упускал ни единой возможности для атаки, воспользовался тем же оружием. После 11 этапа преимущество Роша сократилось на 7 секунд.

Для Стивена Роша этот день стал худшим на гонке. Ирландец был не в состоянии удержаться за лидерами. Приближалась разделка в Сан-Марино. Поэтому на один день 12 этапа Висентини и Рош затаились, накапливая силы.

13 этап — индивидуальная гонка на время. 46 км от Римини до Сан-Марино. Один из решающих этапов «Джиро д'Италия». Висентини — прекрасный раздельщик. Так же, как и Рош. Но в тот день Висентини был сильнее всех. Он опередил известного мастера индивидуальных гонок на время швейцарца Тони Ромингера на 1 минуту 11 секунд. Рош отстал от него на 2 минуты 47 секунд’. Роберто Висентини быстро наращивал мощность по дистанции:

  • после 14 км он был на 10 секунд быстрее Роша;
  • после 25−километровой отсечки — на 32 секунды;
  • после 38 км — на 1 минуту 10 секунд.

Рельеф разделки включал в себя три подъёма, но ни один из чистых горняков не поднялся даже до 4 места. Погодные условия также не были идеальными — дождь не прекращался на протяжении всего этапа. Но Висентини преодолел всё.

«„Джиро“ ещё не закончена. Фактически, я могу сказать, что гонка началась лишь сегодня. Впереди пугающие горные этапы. В плохой день можно потерять 10 минут, победителя нельзя будет назвать вплоть до последнего дня», — говорил Роберто Висентини.

Рош, ещё не оправившийся после падения на 10 этапе, потерял розовую майку победиителя, но сдаваться не собирался, хотя для прессы заявил, что «теперь очередь Висентини принять лидерство в команде».

Желание победить у Роша не иссякло, а силы всё-таки удалось восстановить. И вот наступил день, который надолго остался в памяти болельщиков. День, расколовший команду Carrera. День, когда Рош пошёл ва-банк. День, когда Висентини вновь потерял розовую майку уже навсегда.

15−й этап с горным финишем от Lido Di Jesola до Sappada

Ирландец атаковал рано, решив присоединиться к маленькому отрыву, оставив Висентини далеко позади и пренебрегая приказами из технички вернуться в пелотон. Это было полное безрассудство. Он был один против всей команды Carrera, которая в бешеном ритме преследовала беглеца.

Радиосвязи в те годы ещё не было, и машине менеджера команды Давиде Боифава (Davide Boifava) пришлось пробиваться через весь пелотон, чтобы догнать Роша и поговорить с ним. Тем временем ирландец уже почти подобрался к отрыву впереди. Он отказался прекратить атаку, объяснив это тем, что хочет нагнать отрыв прежде, чем начнётся штурм финишной горы. Менеджер находился в растерянности, он даже пригрозил, что выгонит Роша из гонки и отправит его домой. Была и угроза не допустить ирландца до старта на грядущей гонке «Тур де Франс», если он продолжит атаковать Висентини. Но не было такой силы, которая могла бы остановить ирландца. Боифава решил, что остановить беглеца поможет хороший друг и личный механик Стива Роша — француз Патрик Вальке (Patrick Valcke). В то время Рош с женой Лидией и двумя детьми уже давно жил в пригороде Парижа и бегло говорил по-французски. Но как ни пытался Вальке убедить его остановиться, на каком бы языке к нему не обращались, Рош продолжал изо всех сил крутить педали.

На одном из спусков Рош поехал так, как едут только один раз в жизни:

«Когда представилась возможность после первого подъёма, я отпустил тормоза… Я спускался, как безумный и внизу я отыграл у Висентини уже полторы минуты. Я присоединился к отрыву и проехал с ним по равнине, в то время как вся моя команда была позади. Я злился, что они меня преследуют. Но сейчас, оглядываясь назад, я думаю, что это были великолепные моменты моей жизни, поскольку там была настоящая борьба — адреналин буквально переполнял. Неверно говорить, что я атаковал Роберто — я просто совершил один из лучших спусков в моей жизни, и он не смог удержаться».

На последней горе Рош шёл с большим трудом, но удержался, а вот Висентини поехал «зигзагом». Преданные итальянские болельщики буквально толкали его в спину, но итальянец проиграл целых 6 мин 50 сек победителю этапа, а также, что более важно, он уступил Рошу 3 мин 12 сек, откатившись на 7 место в общем зачёте.

Прекрасные моменты для ирландца. Но не для Висентини. Роша назвали предателем, волна протеста против нарушения им субординации прокатилась в прессе.

«Если бы перед этим меня спросили, что бы я сделал, если бы пришлось находиться в таких условиях, я бы сказал, что отправился бы домой», — признался позже Рош.

Последняя неделя «Джиро д'Италия» для Роша выдалась очень тяжёлой. Болельщики Висентини жаждали крови, плевали в лицо ирландцу, бросались на него с кулаками.

«Итальянские фанаты ненавидели меня, особенно после того, как Роберто пожаловался прессе, говоря, что я предал его и обещая, что он будет атаковать меня. Но эти угрозы только сделали меня ещё более решительным…».

Ситуация была действительно серьёзная. После 15 этапа Рош даже не был уверен, сможет ли он продолжить гонку, потому что у него было ощущение, что его прогоняют сквозь строй, оскорбляя со всех сторон. На стороне ирландца было явное меньшинство — верный личный механик Роша и бельгиец Эдди Шеперс (Eddy Schepers).

Почти вся команда с Рошем не разговаривала. На «Джиро д'Италия» для улаживания конфликта срочно приехал даже руководитель команды Carrera Тито Тачелла (Tito Tachella), который принял решение, что и Рош и Висентини всё-таки продолжат гонку. При этом команде было запрещено общаться с прессой до конца гонки.

16 этап также стал трудным. А для Роша — почти невыносимым, из-за нарастающей ненависти итальянских болельщиков, которая проявилась в полной мере.

Нужно было штурмовать высочайшую точку той Джиро Passo Pordoi. Висентини и Рош ехали бок о бок.

На спуске Висентини предпринял обещанную атаку, в то время как Рош улаживал технические проблемы с велосипедом. Но к финишу ирландцу удалось нагнать соперников, он даже поборолся в спринте за второе место, но проиграл Морено Аржентину, которому достались и 5 бонусных секунд.

«Для меня это был ужасный день. Публика оскорбляла, толкала меня, плевала, они подталкивали Висентини на подъёме. Директор „Джиро“ лично вмешался, чтобы всё это прекратить. Если бы не это вмешательство, за мной должна была бы уже ехать машина скорой помощи. Я не хочу, чтобы это продолжалось ещё неделю. Я пытался поговорить с Висентини, но он меня и слушать не захотел».

После финиша 16 этапа Рош проследовал к телевизионщикам, чтобы рассказать свою часть истории. «Я никого не оскорблял на этапе до Sappada. Если бы я там выиграл, это было бы прекрасно. Если бы выиграл Роберто Висентини — тоже хорошо. Я профессионал уже семь лет. Я всегда отдаю максимум, я всегда стараюсь доставлять радость зрителям он старта до финиша», — рассказал Рош прессе.

Перемирие между Рошем и Висентини было достигнуто. Следующий этап они проехали рядом, финишировав в общей группе. Верный грегари Роша, бельгиец Эдди Шеперс контролировал отрыв. Организаторы гонки усилили охрану пелотона. Во избежание конфликтов с болельщиками по обочинам дороги ввели дополнительные мотоциклы — впереди пелотона и сбоку возле Роша.

Ирландец и итальянец игнорировали друг друга. И если Рош успокоился, то Роберто Висентини был в гневе и мечтал об атаке на оставшихся горных этапах. Он требовал, чтобы руководство Carrera применило к ирландцу и его союзнику бельгийцу санкции, всячески указывал на то, что Роша поддерживает Роберт Миллар, опасный соперник из команды Panasonic.

Но последний 21−й горный этап от Como до Pila всё расставил по местам. Рош атаковал с первых метров подъёма и до самого финиша он держался впереди. Его соперник Миллар выиграл этап, но так и не смог избавиться от ирландца, чтобы опередить его и в генеральной классификации. Роберто Висентини оказался проигравшим — он упал на спуске, повредив запястье. На старт последнего этапа итальянец уже не вышел.

22 этап, завершающий «Джиро д'Италия», представлял собой 32−километровую индивидуальную гонку на время между Aoste и St Vincent. Рош хотел доказать тем, кто не признавал его лидерства, что он достоин победы. И он выиграл последний этап «Джиро». 32 км Рош преодолел за 44 мин 23 сек.

Испытание длиной в 3 915 км закончено. Стивен Рош праздновал победу.

Вместо отдыха после грандиозной победы Рош тут же поехал во Францию. «Несколько друзей, которые приехали из Франции, чтобы посмотреть на меня и мой трофей в Милане в воскресенье, в понедельник должны были вернуться на работу. Поэтому они попросили меня отвезти их назад в Париж. Мы набились в Peugeot 104 и доехали до Парижа в три часа ночи».

Это был сладкий вкус победы. Но впереди Стивена Роша ждал ещё один оглушительный успех — высшая ступень подиума на Елисейских Полях.

«Тур де Франс» — 1987

«Большая петля» 1987 года оказалась открытой гонкой. Отсутствие Бернара Ино, который ушёл из велоспорта, и Грега Лемонда, пострадавшего на охоте, давали возможность многим испытать свои силы в борьбе за место на подиуме в Париже. Такого случая не представлялось за 40 лет. Колумбийская легенда Лучо Херрера (Lucho Herrera), выигравший «Вуэльту Испании», Педро Дельгадо, выдающийся горняк, Жан-Франсуа Бернар, которого французы называли «новым Ино», а также Шон Келли, «демон зелёной майки» и Шарли Моте (Charly Mottet) — ещё одна надежда французов.

Кроме того, на «Тур де Франс» 1987 года стартовало рекордное количество участников — 207, из которых финишировали только 135. А старт «Большая петля» взяла за «железным занавесом» в Берлине, чем организаторы хотели выразить дух единения спорта.

Маршрут гонки также отличался особой сложностью — 10 из 25 этапов были горными. Это был не просто трудный маршрут, а убийственно трудный. Aubisque (1720 м), разделка на Mont Ventoux, финиш на Alpe d’Huez, Galibier (2640 м), Madeleine (1984 м) — это лишь самые известные вершины, которые нужно было пройти.

Рошу, прекрасному раздельщику, вполне подходили три индивидуальные гонки на время и одна командная.

Перед «Тур де Франс» Рош полностью отказался от соревнований: «Я хотел быть готовым на сто процентов психологически. Я знал, что форма придёт. Я предпочёл быть готовым физически на 80 %, но морально — быть готовым на все 100, потому что я знал, это будет очень трудно».

Сильные соперники, труднейшие горы — здесь на бесчисленные атаки может и не хватить сил. Рош тщательно продумывал тактику. В 1987 году жёлтая майка меняла хозяина рекордное число раз — 11. Рош надел её лишь после 19 этапа.

Но заявил соперникам о своей готовности он на 10 этапе. Это была длиннейшая 87,5−километровая разделка от Saumur до Futuroscope. Рош выиграл, преодолев это расстояние со скоростью 44,42 км/ч.

Следующим испытанием должны были стать тяжелейшие горные этапы, особенно 18  — индивидуальная гонка на время с финишем на Mont Ventoux, после которой, как Рош надеялся, ему удастся надеть жёлтую майку лидера. Но неожиданно для себя проиграл 2 мин 19 сек победителю этапа Жану-Франсуа Бернару. Всё было поправимо, так как его основные соперники Херрера и Дельгадо проиграли Бернару больше минуты. Бернар был хорошим горняком и раздельщиком, но никто не думал, что его форма настолько хороша. После этапа до Mont Ventoux Рош оказался вторым в общем зачёте, проигрывая Бернару 2 мин 34 сек. Третьим был Моте, четвёртым — Дельгадо.

19 этап расслабляться не позволял. 185 км, четыре вершины высотой более 1000 метров — Tourniol, La Bataille, Lachau, Cote de Chalimont.

Итак, главный соперник теперь — француз Бернар. Но оказалось, что он исчерпал свой победный лимит. Ему не везло на протяжении всего этапа. Сначала Бернар проколол шину, пока он ждал помощи, все его соперники исчезли впереди. Далее не совсем джентельменские действия соперников и вовсе отбросили француза на четвёртое место в общем зачёте. Произошло следующее. Другой француз Моте очень хорошо знал трассу 19−го этапа. Он решил атаковать Бернара в зоне питания, находящаяся как раз после очень узкого моста, который заметно замедлит пелотон. Рошу и Дельгадо предложили присоединиться к этой атаке. Бернар, уже потративший много сил, чтобы догнать соперников после прокола, был вынужден снова начать безумное преследование. Но Моте, Дельгадо и Рош уже были далеко. Бернар так и не смог присоединиться к лидерам, проиграв Рошу и Дельгадо 4 мин 16 сек. Рош надел жёлтую майку, а зачинщик нечестного отрыва Моте особого преимущества добиться не смог, так как Дельгадо и Рош, действуя слаженно, оставили его позади.

Жёлтую майку Рош держал лишь день, отдав её Дельгадо на 201−километровом 20 этапе до Alpe d’Huez.

«Хотя я и получил жёлтую майку, — вспоминал Рош, — я знал, что моя команда не достаточно сильна, чтобы защищать её от Дельгадо на следующий день до Alpe d’Huez. Я решил не сопротивляться. Я только контролировал, чтобы его преимущество не выросло больше чем на минуту. Если я удержу его в пределах 60 секунд на ближайших этапах, я смогу обойти его на разделке в Дижоне в предпоследний день».

Так и получилось. Но Рош ещё не знал, что ему предстоит пережить тяжелейший день в его жизни. День 21 этапа, 22 июля 1987 года. Один из самых драматичных этапов за всю историю «Большой петли». Этап от Bourq d’Oisans до La Plagne протяжённостью 185,5 км и с преодолением вершин Галибье (2640 м), Маделен (1984 м) и финишем на La Plagne (1970 м). Этот этап выиграл Лоран Финьон. Но всё внимание было приковано к Дельгадо и Рошу. Вся Испания затаила дыхание во время трансляции «Тур де Франс», в парламенте даже были отменены все заседания, чтобы не упустить ни минуты из дуэли между испанцем Дельгадо и ирландцем Рошем.

Дельгадо опережал Роша всего на 25 секунд. Казалось, победа на «Туре» ускользает от ирландца. Испанец был более хорошим горняком, его команда выглядела сильнее.

«Я увидел, что Дельгадо оказался изолированным от своих товарищей по команде на подъёме к Галибье, и подумал, что теперь пора что-то предпринять, — рассказывал Рош. — Но к сожалению после горы Дельгадо вновь оказался в окружении своей команды. Закончилось тем, что на Маделен я пошёл своим ходом, один. Потом у подножия La Plagne меня поймала маленькая группа».

Рош был в трудном положении, он очень устал после атаки, тогда как Дельгадо был гораздо более свежим. Чтобы выжить, Рошу нужно было хорошо продумывать каждое своё движение.

«Я знал, что не могу идти за ним на La Plagne, это меня окончательно убьёт. Он вёз мне уже 1 минуту 25 секунд, а это значило, что в общем зачёте он опережал меня уже на 2 минуты. Казалось, я потерял „Тур“. Я решил не сокращать разрыв между нами, пока не пойдут последние 5 км, надеялся, что так я сохраню хоть немного энергии».

5 км перед финишем были очень крутыми. Напряжение было невыносимым ещё и потому, что на последних километрах не было замеров времени. Рош даже не знал, сколько он проигрывет. Но Дельгадо находился в таком же положении, он не знал, насколько далеко позади находится ирландец. И вдруг Рош оказался у него прямо за спиной.

«И за 4 км до финиша я атаковал на самой большой скорости, какую смог выдать. Было так много болельщиков на дороге, что даже когда я приблизился к Дельгадо, я не мог его видеть. Сейчас есть радиосвязь, и если бы тогда моя команда сказала мне, что происходит, я был бы более расслабленным, потому что я находился уже всего в 25 секундах от него. Я отдал всё, что имел. Это была моя самая великолепная психологическая победа».

За 5 км Рош отыграл 1 мин 21 сек. Вот как выглядел порядок прибытия гонщиков на La Plagne:

1. Лоран Финьон — 6 ч 07 мин 05 сек (скорость 30,320 км/ч)
2. Фуерте
3. Парра — 39 сек
4. Дельдаго — 57 сек
5. Рош — 1 мин 01 сек.

Дельгадо сделал всё, чтобы отодвинуть ирландца, но выигрывал у Роша всего 29 секунд. Немного помогли судьи, которые добавили ирландцу 10 секунд в качестве штрафа за получение питания в зоне, близкой к финишу, когда это уже запрещено. Генеральная классификация выглядела после 21 этапа так:

1. Дельдаго — 96 ч 40 мин 30 сек
2. Рош — 39 сек
3. Моте 3 мие 12 сек
4. Бернар — 4 мин 08 сек.

Титанические усилия, приложенные Стивеном Рошем в погоне за Дельгадо, не прошли даром — сразу после финиша, когда журналисты пытались добиться у Роша хотя бы слова, он упал и даже не мог дышать. Ему срочно дали кислородную подушку. Рош пришёл в себя, но выглядел так, будто он не осознаёт, где находиться.

Если он собирался продолжать гонку «Тур де Франс», ему нужно было быть готовым для следующего 186−километрового этапа с пятью вершинами и быстрым спуском к Morzine.

Ниже приведён небольшой рассказ Стивена Роша:

«Я не хотел, чтобы все мои мучения были напрасными, но я не был уверен,что ещё могу что-то сделать. Тем вечером один из моих товарищей по команде сказал, что принесёт мне ужин в комнату, но я решил, что спущусь вниз, чтобы поесть со всеми. Я не хотел, чтобы Дельгадо думал, что я раздавлен. Так, я шёл через холл, пытаясь выглядеть сильным и гордым, насколько это возможно… и немедленно услышал, как все вокруг шепчут: „Боже, посмотрите, какой он бледный, он ужасно выглядит“. Несколько парней подошли ко мне и сказали: „Не волнуйся, Стивен. После того, как ты ехал сегодня, ты победил морально“. Но я не хотел отдавать реальную победу.

На следующее утро, после того, как я очень хорошо выспался, я решил спуститься на первый этаж пешком, а не на лифте — только тогда я смог понять, что вполне восстановился. Ко мне пришла мысль о том, что я должен преодолеть горы, а затем атаковать Дельгадо на спуске к Morzine. Я подумал, что это не даст ему заснуть ночью перед разделкой: вот только он видел меня почти в коме, и вдруг я атакую его на следующий день! На самом деле, всё получилось даже лучше, чем я планировал, я отыграл 18 секунд на том 22 этапе».

Дельгадо был сломлен и морально и физически. Он так и не сумел полностью сбросить ирландца в горах, ну а уж в разделке Рош был явным фаворитом, он всегда выигрывал у Дельгадо в этом виде соревнования.

24 этап в Дижоне выиграл француз Бернар, но для Роша он уже был не опасен. Дельгадо же проиграл Рошу 61 секунду.

1. Жан-Франсуа Бернар — 48 мин 17 сек (скорость 47,221 км/ч)
2. Рош — 1 мин 44 сек

6. Индурайн — 2 мин 35 сек
7. Дельдаго — 2 мин 45 сек.

Фактически Дельгадо, настоящий спортсмен, признал поражение ещё после 22 горного этапа.

Рош рассказывал позже:

«Мы давали интервью французскому телевидению после спуска в Morzine. Отойдя от камеры, Дельгадо подошёл ко мне, обнял и сказал: „Браво, ты заслужил жёлтую майку“. Журналисты не могли в это поверить. Он великолепный соперник, но также и невероятно благородный человек, и я думаю, это ещё одна причина, по которой тот „Тур“ можно назвать особенным».

Тогда ошеломлённый журналист спросил испанца: «Менее часа назад он забрал у вас жёлтую майку, а вы теперь его обнимаете?» На что Дельгадо ответил: «У меня было 4500 километров, чтобы выиграть майку, и я не смог».

Эта победа была для Роша более радостной и значимой, чем победа на «Джиро д'Италия».

На этот раз не было конфликта с командой, все неприятности позабылись, а руководство Carrera соперничало с политиками из Франции и Ирландии за право первыми поздравить Роша на подиуме в Париже. В Дублине Роша ждал пышный приём и парад в его честь.

Чемпионат мира — 1987

Сразу же после победы на «Тур де Франс» Стивен Рош начал подготовку к 206−километровой трассе Чемпионата мира в Австрии. Предполагалось, что фаворитом и капитаном команды будет Шон Келли. Но 1987 год был годом Стивена Роша. Келли не удалось зацепиться за последний отрыв, а Рош в нём оказался, хотя преследовал отрыв только лишь для того, чтобы помочь товарищу по команде. Но теперь нельзя было упускать представившуюся возможность.

Соперничество между двумя спринтерами — голландцем Теун ван Влиетом (Teun van Vliet) и немцем Рольфом Гёльтцем (Rolf Gölz) привело к тому, что они слишком увлеклись слежением друг за другом. Этим и воспользовался ирландец, атаковав их довольно рано, за 400 м до финиша.

Неожиданная победа — и ещё одна, радужная майка пополнила коллекцию Стивена Роша и занесла его имя в историю.

После триумфа

Такой год триумфа бывает лишь раз в жизни, и далеко не у всех спортсменов. Далее карьера Стивена Роша сложилась не слишком удачно.

Он начал менять команды почти каждый год — Fagor-MBK, Histor Sigma, Ton Ton Tapis. К его пальмарес прибавилась победа на Vuelta al País Vasco в 1989 году, дважды он занимал 9−е место на «Джиро д'Италия» — в 1989 и 1993 году, Setmana Catalana de Ciclisme, девятое место на «Тур де Франс», Critérium International.

В 1992 году Рош вернулся в команду, с которой он пережил лучшие и худшие моменты своей жизни — в Carrera. Но теперь он уже не претендовал на лидерство, он был верным грегари Клаудио Кьяппуччи. Травма колена больше не дала ему возможности восстановиться. Из-за неё он часто был вынужден сниматься с гонок.

Последняя победа пришла к Рошу в 1993 году на критериуме после «Тур де Франс». После этого он завершил свою спортивную карьеру.

Этот шаг дался ему нелегко. «Когда вы заканчиваете каьреру в велоспорте, это чрезвычайно угнетает. Тебе 33 или 34, и всё кончено, но ты ещё слишком молод. Ты должен найти, что тебе делать, а ты не уверен, что именно. Ты не слишком разбогател от велоспорта, ты приходишь домой и начинаешь искать что-то, пытаясь понять, что такое нормальная жизнь, а ты её просто не знаешь. Вставать в один и тот же час каждый день, как ты привык делать за годы гонок. Идти спать в одно и то же время каждый вечер. Моя карьера всегда была на первом месте, и вдруг внезапно всё кончилось».

Но Стивен Рош сумел найти для себя дело. На Лазурном берегу в Antibes у него своя гостиница Roche Marina Hotel. Кроме того Рош основал велосипедный лагерь Vélo Évasion на Майорке, он также работает комментатором канала Eurosport.

Личная жизнь

Что касается личной жизни ирландского чемпиона, то она в недавние годы оказалась под пристальным вниманием прессы. Долгий брак с Лидией, на которой Стивен женился ещё во Франции, когда ему был 21 год, а ей — 18, распался в 2004 году.

У них четверо детей, два года семье пришлось бороться за жизнь самого младшего — Флориана. Восьмилетний мальчик преодолел страшный диагноз — лейкемию, после ряда операций и двух лет в больнице, он всё-таки вернулся к нормальной жизни.

Старший сын — Николас Рош, теперь профессиональный велогонщик, выступающий за команду AG2R, а в этом году Николас стал Чемпионом Ирландии в гонках на шоссе. Племянник Роша — Дэниэл Мартин, также профессиональный велогонщик, был Чемпионом Ирландии в 2008 году.

Стивен Рош поддерживает форму, велосипед по-прежнему остаётся частью его жизни.

«Хотя это тяжёлая и иногода даже жестокая профессия, моя любовь к велосипеду остаётся сейчас такой же сильной, как и в те дни, когда я впервые открыл его для себя».

Событие

0
joe
21 мая 2013

«Москва велосипедная» проводят конкурс сумасшедших велокостюмов :)

Авторы лучших работ примут участие в праздничном велозаезде, который телеканал «Дождь» устроит 30 июня, а самого сумасшедшего ждёт поездка в Европу на двоих.

Будь в курсе!

0
18 сентября 2011

18 сентября16:00, 17:30 — День открытых дверей в музее веломобилей19 сентября19:00 — Лекция «Smart City: теории и практики создания умного города»20:00 — Предпремьерный показ фильма о велосипедном путешествии из России в Португалию участников проекта Let’s Bike It!

0
27 мая 2011

Обсуждение проблем, связанных с велосипедным транспортом, с президентом «Велотранспортного союза» Игорем Налимовым, куратором проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимиром Кумовым, и координатором исследовательской темы «Общественное пространство» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Федором Новиковым.

0
24 мая 2011

25−летняя англичанка Сара Оутен (Sarah Outen), совершающая одиночное кругосветное путешествие, вчера вечером добралась до Астрахани — последнего города в Европе на её маршруте.

0
19 мая 2011

Улучшенная трасса длинной 850 метров с перепадом высот до 100 метров уже была опробована сильнейшими мтб райдерами на первом этапе Кубка Сибири и Чемпионате который пошел в Новосибирске в прошлом году.