Обязательным условием езды по улицам и дорогам является чёткое знание велосипедистом Правил дорожного движения и строгое выполнение их требований.

Изменяемая по высоте каретка, которая закрепляется к задней подседельной трубе тандема, чтобы дать

Ещё не с нами?

Почему лучше зарегистрироваться

вход

|Источник: Astana Cycling Team

0

Шон Джеймс Келли

Sean James Kelly

Один из немногих ирландских велосипедистов, завоевал 193 победы в различных соревнованиях, победитель «Вуэльты Испании», обладатель Кубка мира
Дата рождения: 24 мая 1956
Место рождения: Республика Ирландия

Шон Келли родился 24 мая 1956 года в городке Уотерфорд в Ирландии.

По количеству побед в своей карьере Келли он уступает только Эдди Мерксу. 9 побед в гонках, признанных монументами велоспорта: дважды на «Милан — Сан-Ремо», дважды на «Париж — Рубэ», дважды на «Льеж — Бастонь — Льеж» и трижды на «Джиро Ломбардии».

193 победы в общей сложности за карьеру, длившуюся с 1977 по 1994 год. Когда в 1982 году была введена система, определяющая гонщика номер один в мире, Шон Келли удерживал первенство в течение шести лет — с 1982 по 1987 год. Учитывая его статус классика-однодневщика, естественно, что Келли не имел возможности посвятить всего себя подготовке к «Тур де Франс», но заметный след на «Большой петле» он тоже оставил. В общей сложности он принимал участие в «Тур де Франс» 15 раз (3 раза из которых не закончил гонку), занеся в свой победный список выигрыш 5 этапов, четыре раза надев зелёную майку победителя классификации по очкам. Майка очковой классификации 4 раза становилась его трофеем и на «Вуэльте Испании». Но есть гонка, на которой его достижения повторить кому-либо едва ли доведётся. Это «Париж — Ницца», где Келли становился победителем 7 раз подряд (с 1982 по 1988 год) и выиграл в общей сложности 14 этапов.

Как истинный уроженец Ирландии, Шон Келли не любил жару. Большие горы также не слишком его вдохновляли, хотя Келли обладал качествами и спринтера, и горняка, и в горах держался наравне со специалистами восхождений. Зато весенняя дождливая прохладная погода его нисколько не пугала. Доказательством этомк и является его послужной список весенних классик.

Ферма или велосипед

Шон Келли был вторым сыном в семье фермера Джона и Нелли Келли. В детстве играл в хёрлинг (англ. hurling, ирл. iomanaiocht, iomaint) и футбол. 8 лет Келли проучился в школе, но когда ему исполнилось 13 лет, обучение пришлось прервать. Его отец попал в больницу, а семье была необходима помощь на ферме. В 16 лет Шон начал работать каменщиком.

Велосипедом Шон увлёкся в 1969, когда его брат Джо начал выступать в велогонках за местную школу. Келли с юмором рассказывает, что он видел, как брат, который уезжал на соревнования каждые выходные, счастливо избегал рутинной работы на ферме.

И он также решил попробовать свои силы. Ведь велоспорт спасал его от фермы.

В 1970 году он впервые принял участие в соревнованиях и победил.

Та гонка представляла собой 8−мильный гандикап, где слабейшие стартовали первыми, а лучшие — последними. Келли была дана фора в три минуты, но когда он доехал до финиша, оказалось, что он остался первым, перегнать его не смог никто из сильнейших. В 16 лет Шон выиграл национальный юниорский чемпионат по велоспорту. Затем повторил этот успех и на следующий год.

Повороты судьбы

В 1973 году Келли уже получил лицензию на выступления в гонках, хотя ему ещё не исполнилось 18 лет. Целью стала подготовка к Олимпиаде 1976 года. Но ему не пришлось выступить ни на одних Олимпийских играх. Международный Олимпийский комитет вынес Шону Келли пожизненный запрет на участие в них. Всё произошло из-за того, что Келли с несколькими ирландскими гонщиками, намереваясь лучше подготовиться к Олимпиаде, отправились на гонку в ЮАР под фальшивыми именами, поскольку в те годы всем спортсменам было запрещено участвовать в соревнованиях в Южной Африке — весь мир протестовал против апартеида. Келли и его команду совершенно случайно сфотографировал журналист лондонской газеты Daily Mail. Он был заинтригован, почему гонщики активно протестуют против того, чтобы их фотографировали. Дотошный журналист не узнал их, но послал фото в Лондон, где гонщиков опознал кто-то из любителей велоспорта. 16 октября 1975 года вышла статья под громким заголовком «Тайная команда, маскирующаяся под британцев». В Ирландии они были отстранены от соревнований на полгода, а Всемирный Олимпийский Комитет поступил гораздо суровее.

Но, возможно, этот инцидент в начале карьеры обернулся удачей для Шона. Ведь Келли вместо Олимпиады направился в Европу. Лондонский энтузиаст Джонни Моррис организовал для Шона Келли первый довольно скромный контракт. Ему предложили принять участие в соревнованиях во Франции, обещав платить 25 фунтов в неделю, обеспечить бесплатное жильё и добавлять ещё по четыре франка за каждый километр гонки, в которой он выиграет. Шон Келли не упустил этот случай. Он выиграл 18 гонок из 25, а также любительскую «Джиро Ломбардии» в Италии. Его заметил и запомнил известный спортивный директор команды Flandria Жан де Грибальди (Jean de Gribaldy, 1922−1987 гг.), знаменитый тем, что давал второй шанс многим гонщикам, выброшенным другими командами. Под его руководством они находили в себе скрытые таланты.

Шон Келли говорил, что «как спортивный директор, Грибальди опередил время лет на 10. У него были ясные представления, что можно и что нельзя есть спортсменам задолго до того, как об этом стали задумываться. „Оставайся спокойным за столом, — говорил он. — Потому что килограммы набрать легче, чем потерять“. Утром я мог спуститься к завтраку, — вспоминает Келли, — и увидеть вместо круассана только жирное пятно на салфетке.Он просто успевал убрать его, до того, как ты спустишься». Другим советом Грибальди было требование не отказываться от тренировок на период каникул. Как признался Келли, это позволяло ему быстро набирать нужную форму.

Грибальди сам лично поехал в Ирландию, чтобы найти никому не известного тогда молодого гонщика. Он не знал, где точно живёт Келли и не был до конца уверен, что сможет узнать его. Ему помог другой гонщик, он же стал для него переводчиком. Сразу поговорить с Шоном Келли не удалось — приехав на место, Келли не застали, поскольку тот работал в поле на тракторе. Грибальди терпеливо дождался, когда Шон Келли освободиться, и предложил контракт на 4000 фунтов в год с бонусами.

Молодой ирландец проявил деловую хватку, подписав свой первый профессиональный контракт не сразу, а только через неделю, подняв сумму до 6000 фунтов.

Первые два года в профессионалах принесли крупные победы — этап «Тура Романдии», этап «Тур де Франс». Основной же задачей молодого гонщика стала работа на капитанов — Фредди Мэртенса и Мишеля Поллентьеру.

Затем поиски лучших вариантов для развития карьеры увели Келли от Грибальди. Они вновь встретились в 1982 году, когда Келли стали считать чистым спринтером, не имеющим шансов выиграть многодневные гонки, хотя он уже финишировал четвёртым в генеральной классификации на «Вуэльте Испании» в 1980 году. И снова Грибальди сыграл роль первооткрывателя. Он верил, что Келли более многоплановый гонщик, он дал ирландцу карт-бланш, предложив стать капитаном команды. И Грибальди оказался прав. Талант Шона Келли раскрылся в полной мере. Победа на гонке «Париж — Ницца» в 1982 году и четыре этапа. Там же раскрылись возможности Келли как раздельщика — в последний день гонки «Париж — Ницца» он обыграл Жильбера Дюкло-Лассаля, сместив его с позиций лидера. Майка лидера очковой классификации на «Тур де Франс», бронзовая медаль на Чемпионате мира в Англии. «Париж — Ницца» вообще оказалась личной территорией Келли на целых семь лет. Дальше были победы в критериуме Дофине и «Туре Швейцарии». Келли постепенно становился знаменитым. Соперниками его в разное время были Эдди Меркс, Бернар Ино, в классиках ему бросали вызов Грег Лемонд и Лоран Финьон, Франческо Мозер и Морено Аржентин.

Король Классик

В 1983 году Келли выиграл «Джиро Ломбардии». Об этой победе следует остановиться более подробно, поскольку в тот момент зрители увидели настоящий спринтерский фейерверк. Шон Келли именно тогда открыл для себя дверь к многочисленным победам в классических гонках, после которых его стали называть Королём Классик и Королём пелотона.

Нужно отметить ещё и тот факт, что «Тур Ломбардии» тогда решал, кто из гонщиков получит Super Prestige Pernod Trophy — это аналог современного статуса «Лучший гонщик Про-Тура». Стоит представить себе напряжение четырёх основных соперников: Грег Лемонд, ставший в тот год Чемпионом мира лидировал в рейтинге Super Prestige Pernod Trophy с минимальным преимуществом в 30 очков, на втором месте были Джузеппе Саронни и голландец Ян Раас. Шон Келли замыкал четвёрку:

1. Грег Лемонд (Greg LeMond), США — 205 очков

2. Джузеппе Саронни (Guiseppe Saronni), Италия и Ян Раас (Jan Raas), Голландия — 175 очков

3. Шон Келли, Ирландия — 160 очков

Борьба за трофей и за победу на «Туре Ломбардии» между основными претендентами началась за 3 км до финиша на озере Комо. Лидирующая группа состояла из 18 человек, из них только двое были охотниками за Trophy — Грег Лемонд и Шон Келли.

За 500 м до финиша Франческо Мозер начал отрываться, пытаясь выиграть своим коронным длинным спринтом, но убежать не смог. Когда группа прошла последний поворот, вырвался Хенни Куйпер (Hennie Kuiper), до финиша оставалось 300 м. Мозер первый добрал его рывок, за ним смог переложиться Шон Келли. Келли сел Мозеру на колесо. На последних 100 м Келли рванулся вперёд. Мозер и Куйпер выдохлись. Но Грег Лемонд умудрился протиснуться между ними и предпринять последнюю попытку добыть заветный трофей. Там же оказался и Адри ван дер Пул (Adri Van der Poel). И вот тройка Келли, Лемонд и Ван дер Пул в сумасшедшем рывке в один ряд пересекают финишную черту. Никто из них даже не поднял руки в победном жесте, поскольку никто не был уверен в своей победе.

Фотофиниш показал, что Шон Келли стал победителем «Тура Ломбардии», но Super Prestige Pernod Trophy достался Лемонду, хотя Келли в тот год в мировом рейтинге стал вторым, обойдя Саронни и Рааса.

Царствование Короля Классик Шона Келли только начиналось.

Ему больше не нужно было доказывать свои способности гонщика на все типы гонок. Он действительно был многогранным гонщиком. Дэвид Уолш (David Walsh) известный журналист и писатель, назвал Келли «Человек на все сезоны».

Если тактикой многих спринтеров чаще всего было оставаться спрятанными в пелотоне до последних сотен метров дистанции, то Келли мог инициировать отрыв, он хорошо проходил горные этапы, доказательством чему служит выигранная им в 1988 году «Вуэльта Испании». Его победы на «Париж — Рубэ» в 1984 и 1986 году показывают способность преодолевать плохую погоду и ужасные дороги. Он мог отлично держаться рядом с признанными специалистами на горных этапах «Тур де Франс». На «Большой петле» в 1985 году он стал четвёртым.

В 1984 году Келли был непререкаемым авторитетом. Но эксперты всё ещё считали, что ему не достаёт уверенности в себе. Ему указывали на тактические ошибки на «Милан — Сан-Ремо» и «Туре Фландрии» 1984 года.

На «Милан — Сан-Ремо» Франческо Мозер оторвался на последнем подъёме и только лишь Келли смог удержаться за ним. На спуске их добрали, но на улицах Сан-Ремо Мозер вновь совершил рывок. Келли, понадеявшись на то, что соперники из Panasonic Team будут догонять Мозера, упустил момент, в итоге оказавшись вторым и проиграв 20 секунд.

На «Туре Фландрии» Роже де Влеминк (Roger De Vlaeminck), прозванный «Мистером Париж — Рубэ», затеял сражение с Келли на Коппенберге.

Они атаковали друг друга снова и снова, порвав пелотон, в котором остались всего несколько человек. Но остальные следили лишь за Келли. В итоге, Йохан Ламмертс (Johann Lammerts) из команды Panasonic team сумел убежать за 4 км до финиша. Остальные выжидали, когда же ирландец начнёт догонять беглеца, не стараясь ему помочь. Разгневанный Келли разбросал на финише всех оставшихся в этом маленьком пелотоне, но в борьбе всего лишь за второе место.

Но, не смотря на эти ошибки, форма Келли была настолько хороша, что лишь единицы могли удержаться у него на колесе, если ирландец вдруг решал всех измотать. Таким образом, его стратегия была проста — избегать тактических ошибок и опасности упасть на вздыбленном булыжнике.

«Париж — Рубэ» и «Льеж — Бастонь — Льеж»

Трасса «Париж — Рубэ» 1984 года встретила гонщиков сыростью и непросохшей липкой грязью на секциях брусчатки. Двое спортсменов ушли в отрыв за 105 км до финиша. Но из развалившегося пелотона их добрал Шон Келли, выступавший тогда за команду Skil-Sem. За 40 км до велодрома в Рубэ он и Руди Рогирс (Rudy Rogiers) сумели сбросить обоих лидеров и оказались один на один. Келли был явно сильнее и обошёл своего соперника на втором круге по знаментитому велодрому.

В день после «Париж — Рубэ» французская газета L’Équipe опубликовала фотографию Келли, преодолевающего брусчатку с лицом, заляпанным грязью под заголовком «Ненасытный Келли», имея в виду его сильные выступления той весной.

Итак, в конце апреля 1984 года Келли уже считался «врагом № 1» в пелотоне, готовившемся штурмовать «Льеж — Бастонь — Льеж». Соперники Келли — Грег Лемонд, Бернар Ино, Лоран Финьон, а также Фил Андерсон, Роберт Миллар и Клод Крикейон. Все они были полны желания не дать Шону Келли испортить им праздник. В результате все вели гонку очень осторожно, никто не предпринимал решающего рывка. Келли же рассчитывал каждое своё движение. На бесконечном тяжёлом подъёме в Льеже впереди остались всего семеро, и ирландец был среди них. Ни у кого не было шансов в решающем спринте против Шона Келли.

В 1984 году Келли также выиграл три этапа Critérium International: групповой спринт на первом этапе, победа соло в горах, победа в разделке, где проигравшим оказался его соотечественник Стив Рош.

В общей сложности 1984 год принёс Келли 33 победы.

Шон Келли обладал несомненным талантом. Но профессионализм и полное посвящение себя спорту стали той важной составляющей частью, которая и позволила ирландцу завоевать столько побед. Только начав карьеру профи, Шон уже понимал, что мелочей в его профессии не бывает. Вот как вспоминает о Келли Херман Нийс, владелец дома в Бельгии, где Келли прожил некоторое время: «Когда бы Келли не возвращался домой после гонки, неважно, как было поздно или темно, он обязательно сам чистил свой велосипед, перед тем как делать что-либо ещё». Чета Нийсов была очень озадачена тем, что каждый вечер ровно в 9 Келли уже ложился спать. Они думали, что Шон, возможно занят чтением или пишет письма домой, но наверняка они не знали. Однажды любопытство взяло верх, они приоткрыли дверь комнаты ирландца и увидели, что он просто крепко спит.

Келли признавался, что его любимыми были гонки «Льеж — Бастонь — Льеж» и «Тур Ломбардии».

«Это гонки очень ясные тактически. Последовательно идёт исключение гонщиков и остаётся не больше 30 человек. Затем выбывают ещё, и тогда лишь фавориты продолжают борьбу. Всё ясно и открыто».

Шон Келли получил свою порцию травм и неудач. Травма на Туре Швейцарии 1986 года вычеркнула его из участников «Тур де Франс». На следующий год на «Туре» он сломал ключицу. Отсутствие его на «Тур де Франс» принёсло больше всего моральной боли, поскольку «ты столько усилий тратишь на подготовку, все твои гонки запрограммированы на это, и вдруг что-то идёт не так, и ты не попадаешь… Ты сидишь дома, не можешь сесть на велосипед, а все средства массовой информации полны „Туром“, люди говорят о нём. Гонка продолжается, а тебя там нет. Это ужасно».

1988 год принёс Келли первую победу на Гранд-туре — в испанской «Вуэльте».

Плюсом для Келли было и то обстоятельство, что тогда «Вуэльта Испании» была весенней гонкой и проводилась в апреле. Первые две недели «Вуэльты» ирландец был вторым, уступая Laudelino Cubino. Победу в гонке ему принесла разделка, перед которой Келли проигрывал 21 секунду, но сумел отыграться и надеть жёлтую майку лидера испанского тура. В его родной Ирландии в честь этого события был устроен парад.

Одним из последних больших достижений Шона Келли на закате карьеры стала победа на «Милан — Сан-Ремо» в 1992 году. Тогда Келли выступал за команду Festina. Морено Аржентин атаковал на последнем подъёме Poggio. После нескольких неудачных попыток его отрыв удался и он выигрывал 8 секунд. Казалось, что Аржентин идёт к стопроцентной победе на этой исторической гонке. Но на спуске с Подджо из пелотона вырвался Maurizio Fondriest, товарищ Аржентина по команде. Рольф Соренсен поймал этот рывок, а третьим, не упустившим решающее движение оказался Шон Келли. Келли атаковал за три километра до конца спуска, Соренсен не удержался. Ирландец нагнал Морено Аржентина, когда до финиша оставался всего километр. Они начали тактическую игру, почти остановившись, но соперники нагоняли. На последних двухстах метрах Келли обошёл итальянца и выиграл классическую весеннюю гонку в последний раз в своей карьере.

Не такой, как все

Если в детстве Шон Келли бежал от фермерских забот в велоспорт, то по окончанию карьеры он снова вернулся на ферму. Келли выращивает чистокровных лошадей, летом содержит крупный рогатый скот, и даже разводит осликов. Один из журналистов как-то назвал Шона Келли «ослиным бароном». Как рассказывает ирландец, он купил нескольких, как только ушёл из велоспорта и вернулся на ферму. Затем покупал их ещё и ещё. «И дело в том, что ослик — очень популярное домашнее животное в Ирландии. Если у вас есть клочок земли позади дома, то ослик — отличное животное, которое будет украшением, слоняясь вокруг».

Келли не только фермер, он также является комментатором канала Eurosport, а также организатором велоакадемии в городе Мерхтем, в Бельгии. С 2006 года у него также есть собственная команда Sean Kelly Team, состоящая из ирландских и бельгийских гонщиков, которые являются выпускниками его академии. Сам Шон не отказался от велосипеда. Он участвует в длительных благотоворительных турах, деньги от которых направялет на помощь слепым и слабовидящим.

Келли остаётся в форме. «Когда некоторые гонщики уходят из спорта, они прекращают кататься на 2−3 года. Но я всё ещё остаюсь на велосипеде, я делаю не менее трёх поездок за неделю. Мне понадобилось почти полтора года, чтобы приспособиться к новому образу жизни. Сейчас, если я провожу несколько дней без велосипеда, я чувствую себя плохо. Моё тело не может жить без регулярных упражнений». В 2003 году, в возрасте 47 лет Шон Келли с «большим выбором передач на велосипеде», нашёл время, чтобы получить удовольствие от поездки в горах. «Я действительно наслаждался Alpe d’Huez — не то, что в то время, когда я был должен был проехать её в гонке».

Шон Келли утверждает, что слава иногда становится бременем. Люди до сих пор останавливают его, чтобы поговорить о временах 20−летней давности. Он до сих пор очень популярен, особенно в родной Ирландии. Его и считают типичным ирландцем: выносливый, молчаливый, упрямый, обладающий деловой хваткой.

Он много работает над тем, чтобы велосипедисты из Ирландии получили возможность раскрыть свои таланты. Сам тяжело переживая годы одиночества в Европе в начале своей карьеры, он всеми силами помогает молодым гонщикам адаптироваться.

Событие

0
joe
21 мая 2013

«Москва велосипедная» проводят конкурс сумасшедших велокостюмов :)

Авторы лучших работ примут участие в праздничном велозаезде, который телеканал «Дождь» устроит 30 июня, а самого сумасшедшего ждёт поездка в Европу на двоих.

Будь в курсе!

0
18 сентября 2011

18 сентября16:00, 17:30 — День открытых дверей в музее веломобилей19 сентября19:00 — Лекция «Smart City: теории и практики создания умного города»20:00 — Предпремьерный показ фильма о велосипедном путешествии из России в Португалию участников проекта Let’s Bike It!

0
27 мая 2011

Обсуждение проблем, связанных с велосипедным транспортом, с президентом «Велотранспортного союза» Игорем Налимовым, куратором проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимиром Кумовым, и координатором исследовательской темы «Общественное пространство» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Федором Новиковым.

0
24 мая 2011

25−летняя англичанка Сара Оутен (Sarah Outen), совершающая одиночное кругосветное путешествие, вчера вечером добралась до Астрахани — последнего города в Европе на её маршруте.

0
19 мая 2011

Улучшенная трасса длинной 850 метров с перепадом высот до 100 метров уже была опробована сильнейшими мтб райдерами на первом этапе Кубка Сибири и Чемпионате который пошел в Новосибирске в прошлом году.