Казалось бы, что может быть сложного в езде на велосипеде.

Находясь в баре или в компании друзей, можно легко блеснуть своими познаниями в области алкогольных напитков и коктейлей.

Существительное — велосипед, мотоцикл. Многие используют как глагол — байкинг.

Ещё не с нами?

Почему лучше зарегистрироваться

вход

|Источник: Astana Cycling Team

0

Поль Де Виви

Paul De Vivie

Поль  Де Виви
Издатель первого французского велосипедного журнала Le Cycliste, изобретатель переключателя скоростей, путешественник
Дата рождения: 29 апреля 1853
Дата смерти: 27 февраля 1930
Место рождения: Франция

Поль де Виви родился 29 апреля 1853 года в маленьком городке Pernes-les-Fontaines на юге Франции.

Детство Де Виви было совершенно обычным, если не считать его особенную любовь к чтению античных классиков. Его семья была преуспевающая: отец был довольно состоятельным человеком, вхожим в круги знати. Поль де Виви начал свою карьеру, поступив обучаться производству шёлка, затем открыл своё дело, когда ему не было ещё и 30 лет и женился. Казалось, его ждёт обычная жизнь преуспевающего человека.

Но всё резко изменил велосипед, который 28−летний Поль купил в 1881 году.

Это был нелепый для современного человека механизм, получивший название «пенни-фартинг» — велосипед, переднее колесо которого гораздо больше заднего. Седло находилось на большой высоте, центр тяжести смещался к переднему колесу, что делало поездки на таком сооружении весьма опасными для жизни.

Несмотря на такие не внушающие доверие характеристики, стоил велосипед недёшево — 200 франков. В те времена эта сумма была в 56 раз больше, чем простой рабочий мог заработать за день. Впрочем, это прежде всего доказывает, что дела Поля де Виви шли отлично.

Поль де Виви

С шатким балансом и непомерным весом, это был велосипед, удержаться на котором мог только очень сильный и бесстрашный человек. Даже для того, чтобы просто взобраться на него, нужно было сначала поставить ногу на ось заднего колеса, обхватить руль и плавно подвигаясь, подняться в седло. Внезапная остановка или попадание в выбоину грозили человеку кувырком через переднее колесо. На длинных спусках велосипедисты 19 века часто помещали ноги поверх руля, что делало спуск очень быстрым, но не давало шансов вовремя остановиться.

Для Поля де Виви поездки на таком монстре стали удовольствием. Он совершал прогулки по окрестностям, учась ловким трюкам, позволяющим удержаться на высоком сиденье.

Де Виви смог даже совершить на «пенни-фартинге» путешествие протяжённостью 100 км. Это заняло у него 6 часов. Свежий воздух, свобода передвижения, новые открытые способности — всё это заворожило его настолько, что он и сам не заметил, как постепенно жизнь его стала приобретать совсем другую форму.

Поль де Виви

Поль понял, что ему необходим велосипед получше. Тогда он приобрёл тандем, а затем трёхколёсный велосипед. Причём все они доставлялись во Францию из британского города Ковентри, поскольку в конце 19 века именно там находился центр мировой велосипедной индустрии. Поиск лучших моделей начал занимать у Де Виви всё больше и больше времени. Стало ясно, что страсть к велосипеду и бизнес по производству шёлка несовместимы.

Де Виви принял категорическое решение — и продал своё дело в 1887 году. Ему тогда было 34 года.

Он поменял жизнь коренным образом, переехав в Сент-Этьенн, открыв маленький магазинчик и журнал Le Cycliste (с фр. «Велосипедист»). Поль понимал, что совершил прыжок в неизведанное, в ту область, в которой он никогда не пробовал себя. Но оказалось, что открыть свои способности никогда не поздно — Де Виви обнаружил, что может отлично писать. Слова рождались в нём легко и естественно:

«После долгого дня на моём велосипеде я чувствую себя обновлённым, чистым душой и телом. Я в согласии с окружающим миром и с самим собой. В такие дни, как этот, я проникаюсь глубокой благодарностью моему велосипеду. Даже если я не могу насладиться ездой на нём, я буду делать это ради спокойствия в моей душе. Какое прекрасное тонизирующее средство — быть открытым солнцу, проливному дождю, удушающей пыли, пронизывающему туману, холодному воздуху, хлещущим ветрам!

Я никогда не забуду день, когда я поднялся на Пюи Мари (высота 1524 км). Нас было двое в прекрасный майский день. Мы стартовали, когда светило солнце, пришлось раздеться до пояса. На полпути облака окутали нас, температура упала. Постепенно становилось всё холоднее и усилилась влажность, но мы ничего не замечали. На самом деле, это лишь усилило удовольствие. Мы даже не позаботились снова надеть куртки и кепки и прибыли в маленький отель на вершине, а дождь и пот ручьями стекали с нас. Я дрожал с головы до ног…»

После такого опыта Поль де Виви написал свои знаменитые «Правила мудрого велосипедиста», которым следуют и до сих пор:

  • Остановки делай короткие и редкие.
  • Ешь перед тем, как проголодаешься, пей до того, как начнёшь испытывать жажду.
  • Никогда не уставай до такой степени, когда не хочется ни есть, ни спать.
  • Добавь дополнительный слой одежды до того, как замёрзнешь, сними лишнее до того, как станет жарко.
  • Откажись в поездке от вина, мяса и табака.
  • Соразмеряй свои силы, не выжимай всю скорость, на какую способен особенно в первые часы поездки.
  • Никогда не рисуйся.

Эти правила известны как «Правила Велосьо» (фр. Velocio). «Велосьо» — это псевдоним, используемый Полем де Виви, когда он начал издавать свой журнал Le Cycliste.

1880−е годы стали переломными как для Поля, так и для велосипеда. Де Виви получил новую цель в жизни, а в эволюции велосипеда начался прорыв, ведущий к его новому облику, который сохранится уже до наших дней.

Первые два года после переезда в Сент-Этьенн Поль де Виви довольствовался тем, что просто импортировал велосипеды из Англии. Но при этом он всё время экспериментировал. В наше время все проблемы, которые волновали в то время Де Виви, кажутся незначительными. Тогда они были для него громадными и непреодолимыми. Чтобы создать безопасный велосипед в 1885 году, нужно было решить многие вопросы: форма рамы, способ движения цепи, позиция руля, тип колёс и шин, и больше всего волновал вопрос передаточного механизма. Именно переключение скоростей порождало самые жаркие дискуссии и громадное количество экспериментов не только в магазине велосипедов Велосьо, но и на дороге.

В 1889 году Поль де Виви сделал свой первый велосипед, который назвал La Gauloise (с фр. Галл), который уже был с ромбовидной рамой, похожей на современную, с цепью и единственной передачей. Когда он опробовал новую модель, решив подняться на Col de la République, один из читателей его же журнала обогнал его на подъёме, и при этом ещё покуривая трубку. Так началась эпопея по изобретению переключателя скоростей.

Де Виви принял вызов, но оказался в ловушке: уменьшая передачу он терял скорость на равнине, увеличивая — не мог быстро подниматься в гору. Его первый опыт состоял в применении двух концентрических звёзд цепной передачи. Цепь нужно было руками переставлять с одной шестерёнки на другую. Но зато велосипед имел уже две передачи. Следующим этапом была конструкция, состоящая из двух концентрических звёздочек на левой стороне. Это дало уже четыре скорости. В 1901 году Поль де виви нашёл четырёхскоростной переключатель фирмы English Whippet, в котором он произвёл некоторые усовершенствования.

В 1906 году такие переключатели стали производить уже во Франции — Де Виви сам отнёс свою разработку на завод, но патент на изобретение взять не подумал, он уже горел новыми идеями.

А ведь это было усовершенствование, которое в действительности изменило велосипед. Хотя некоторые говорили, что Де Виви взял идею, которая уже была реализована в Великобритании, и просто сделал это широко известным.

English Whippet

Но оказалось, что консервативные велосипедисты того времени были против переключения скоростей. Анри Десгранж, организатор «Тур де Франс», раскритиковал нововведения, назвав переключатель скоростей вещью, необходимой только для инвалидов и женщин. В ответ Де Виви начал проводить целую кампанию, рекламирующую своё изобретение. Он каждое утро въезжал на Col de la République только для того, чтобы с радостью опережать тех велосипедистов, которые были лишены возможности варьировать скорости.

Поль де Виви под псевдонимом Велосьо написал дюжину статей, ответил на сотни писем и проехал в среднем около 19000 км за год. По его просьбе в 1902 году организовали тест. Соперники должны были проехать горной дорогой длиной 241 км с общим подъёмом на высоту 3600 м. Чемпион тех дней Эдуард Фишер на односкоростном велосипеде с лёгкостью выиграл заезд против Хессе на велосипеле «Gauloise» с тремя скоростями. В отчёте, посланном Десгранжу, говорилось, что победитель за всё время гонки ни разу не коснулся ногами земли. Десгранж не был впечатлён и мнения не поменял: «Я аплодирую проведённому тесту, но всё ещё думаю, что разнообразие скоростей подходит для людей старше 45 лет. Разве не лучше выигрывать за счёт силы своих мышц, чем за счёт уловок переключателя скоростей? Мы станем мягкотелыми. Давайте скажем, что этот тест — прекрасная демонстрация для наших дедушек! Что касается меня — дайте мне фиксированную передачу».

Битва за переключение скоростей продолжалась 30 лет. Она была выиграна только в 1920−х, но все эти годы де Виви вёл её на страницах своего процветающего журнала Le Cycliste. В нём Поль де Виви обсуждал с читателями не только велосипеды, но и диеты, упражнения, вопросы гигиены, самодисциплины и то, что зовётся здоровым образом жизни. «В здоровом теле — здоровый дух» — главная его тема. Во Франции, где вино является неизменным атрибутом, он ратовал за трезвость. Сам Де Виви был к тому же вегетарианцем.

Поля де Виви можно охарактеризовать как крайне подвижного человека и преданного велосипеду. Его достижения поражают даже сейчас, особенно, если принять во внимание несовершенство велосипедных конструкций прошлого. Так, в 1886 году, когда ещё не было пневматических шин, Де Виви проехал от Сент-Этьенна до Виши 144 км всего за полдня. В 1889 году он совершил поездку на расстояние 241 км вокруг Сент-Этьенна на велосипеде, который весил 24 кг. И это было только начало. Отчасти из-за любви к поездкам, отчасти из-за желания доказать всем, на что способен велосипед, Поль де Виви стал постоянно увеличивать расстояние своих путешествий. Иногда в одиночку, иногда с маленькой группой друзей, он мог ехать несколько суток подряд с редкими остановками только для того, чтобы перекусить или сменить одежду. К его подвигам относятся:

1900 год — Полю де Виви 47 лет, он проехал горные перевалы Швейцарии и Италии. Пройденное расстояние — 643 км, общая длина подъёма 5- ,5 км, время в пути — 48 часов.

1903 год — Де Виви 50 лет, проехал от Сент-Этьенна до Ментона и обратно за 4 дня — 965 км на велосипеде весом почти 30 кг.

1904 год — на Рождество он проехал от Сент-Этьенна до Арле и обратно ночью. Температура была такой низкой, что на его усах образовались сосульки.

1910 год — его фирменное «весеннее лекарство» — проехать от Сент-Этьенна до Ниццы за 32 часа. Расстояние — 563 км. Уже в Ницце он присоединился к друзьям, с которыми проехал ещё 402 км за три дня.

1912 год — Полю де Виви 59 лет. Он предпринял экспериментальную поездку на расстояние 643 км из Сент-Этьенна до Экс-ан-Прованса за 46 часов. В конце путешествия Поль де Виви признал, что его 35−летний компаньон провёл вторую ночь в дороге заметно лучше него. «С этого момента, — написал Де Виви в своём журнале, — я ограничу себя этапами по 40 часов. Оставлю молодому поколению возможность доказывать, что человеческий мотор способен ехать 3 дня и 2 ночи без чрезмерной усталости».

Поль де Виви

Силы организма он поддерживал фруктами, рисом, пирожками, яйцами и молоком. Де Виви был особым типом велотуриста, продолжительные остановки были не для него. «Велопоездки в таком виде несомненно приятны, но они разрушают ваш ритм, расточают энергию. Моя цель — показать, что длинные поездки в несколько сотен миль с редкими остановками не представляют угрозы организму». Его критиковали за длинные дистанции, но он отвечал: «Эти люди не осознают, что энергичная езда нужна чувствам. Восприятие обостряется, впечатления усиливаются, кровь бежит быстрее, мозг функционирует легче. Я до сих пор могу ярко представить малейшие детали тех поездок, которые совершал много лет назад».

Всё, что было нужно Де Виви — это его друзья и велосипед. Он не расширял свой магазинчик, который был забит кучей инструментов, он не смог заработать деньги на изобретении переключателя скоростей.

Всего дважды в год он помещал в своём журнале маленькую заметку, приглашая всех без исключения на гонки.

Из местного события эти соревнования вскоре стали событиями национального масштаба, многие из них проводятся до сих пор. Так, в июне каждого года на Col de la République, где так любил ездить Велосьо, проводятся соревнования для всех категорий велосипедистов. В 2008 году состоялось уже 83 гонка, которая насчитывала почти 1000 участников и громадное количество зрителей.

Поль де Виви погиб 27 февраля 1930 года под колёсами автомобиля, когда вышел на очередную велопрогулку. На тот момент ему было 77 лет.

Американский писатель Клиффорд Грейвс в книге, рассказывающей о жизни Поля де Виви «Velocio, Grand Seigneur» написал:

«Для него велосипед был дорогой к свободе — физической и духовной. Он был выражением его личной философии. Он отдал много, но получил ещё больше…»

Событие

0
joe
21 мая 2013

«Москва велосипедная» проводят конкурс сумасшедших велокостюмов :)

Авторы лучших работ примут участие в праздничном велозаезде, который телеканал «Дождь» устроит 30 июня, а самого сумасшедшего ждёт поездка в Европу на двоих.

Будь в курсе!

0
18 сентября 2011

18 сентября16:00, 17:30 — День открытых дверей в музее веломобилей19 сентября19:00 — Лекция «Smart City: теории и практики создания умного города»20:00 — Предпремьерный показ фильма о велосипедном путешествии из России в Португалию участников проекта Let’s Bike It!

0
27 мая 2011

Обсуждение проблем, связанных с велосипедным транспортом, с президентом «Велотранспортного союза» Игорем Налимовым, куратором проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимиром Кумовым, и координатором исследовательской темы «Общественное пространство» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Федором Новиковым.

0
24 мая 2011

25−летняя англичанка Сара Оутен (Sarah Outen), совершающая одиночное кругосветное путешествие, вчера вечером добралась до Астрахани — последнего города в Европе на её маршруте.

0
19 мая 2011

Улучшенная трасса длинной 850 метров с перепадом высот до 100 метров уже была опробована сильнейшими мтб райдерами на первом этапе Кубка Сибири и Чемпионате который пошел в Новосибирске в прошлом году.