Какими были велосипеды в 1980−х годах, какими способами им придавали индивидуальность и как нужно было ездить, чтобы не было стыдно.

Трюковое велокатание берет начало в середине 70−х годов прошлого века, за три десятилетия из мальчишеского увлечения BMX вырос в олимпийский вид спорта.

У вильчатых рам верхние перья заднего треугольника сходятся не в подседельном узле, а не доходя до

Ещё не с нами?

Почему лучше зарегистрироваться

вход

|Источник: Astana Cycling Team

0

Иван Бассо

Ivan Basso

Профессиональный велогонщик, один из сильнейших спортсменов мира, победитель «Джиро д'Италия», призёр «Тур де Франс»
Дата рождения: 26 ноября 1977
Место рождения: Италия
Рост, см: 183
Вес, кг: 70

Иван Бассо родился 26 ноября 1977 года в городке Кассано-Маньяго в провинции Варезе региона Ломбардия. Варезе — самый что ни на есть велосипедный край. Именно там родились и начали свою велосипедную карьеру такие спортсмены, как Клаудио Кьяпуччи и Стефано Гарцелли.

По собственному признанию Ивана, страсть к велоспорту родилась в нём из-за телетрансляций ещё в раннем детстве. Первый собственный велосипед появился у него в 5 лет, и уже через год он вышел на старт своих первых соревнований. Первой командой Бассо стала местная детская велогруппа San Pietro, в составе которой он одержал немало побед в своей возрастной категории. Но уже с ранних лет Бассо стремился к гораздо более серьёзным вершинам. Едва сев на велосипед, он осваивал небезызвестный подъем в Априке, где жили его бабушка и дедушка и где спустя двадцать пять лет он выиграл потрясающий этап на «Джиро д'Италия» 2006 года. Ещё одним пиком, который манил его с детства, был Passo dello Stelvio — возможно, самая знаковая гора в спортивной карьере Бассо. Родители отвозили его туда на машине, высаживали с велосипедом у подножия и ждали на вершине. И между прочим, всегда дожидались.

В юношеских категориях счёт побед Бассо только увеличивался. В 1993 году он стал обладателем Золотого кубка — престижного трофея, который до него завоёвывали Джанни Буньо и Джузеппе Саронни. В 1995 году он стал серебряным призёром Чемпионата мира среди юниоров в Сан-Марино.

Параллельно со своими выступлениями Иван по настоянию родителей получал образование в области технической геометрии, к чему относился с присущей ему серьёзностью и основательностью. Эти качества во многом способствовали его становлению как велогонщика. С раннего возраста он проводил анализ всех своих тренировок и соревнований с необычайной педантичностью, учитывая все возможные факторы. И это приносило свои плоды.

Первая громкая победа Бассо состоялась в 1998 году на Чемпионате мира, где он выиграл групповую гонку в категории до 23 лет.

Это событие стало сигналом к началу его профессиональной велосипедной карьеры: в 21 год Иван подписал контракт с командой Riso Scotti Vinavil и в мае 1999 года дебютировал на «Джиро д’Италия». «Это было настолько волнительно для меня и настолько страшно в тот день находиться в середине группы с чемпионами, которых я видел только по телевизору, но я также был счастлив и горд, потому что достиг цели, о которой мечтал годами», — так описывал он свои впечатления от старта на Corsa Rosa.

Первые профессиональные победы не заставили себя ждать. Уже в 2000 году он выиграл два этапа, в том числе индивидуальную разделку, в гонке Regio Tour и занял второе место в итоговой классификации. Его неплохие результаты в течение сезона привлекли к нему внимание других команд — и в 2001 году он оказался в коллективе Fassa Bortolo под началом знаменитого «железного сержанта» Джанкарло Ферретти.

Именно в этой команде Бассо заставил говорить о себе. Уже зимой он одержал победу на этапе Тура Средиземноморья, опередив в финишной горе Мон Фарон самого Давиде Ребеллина, а весной занял второе место на легендарной классике «Флешь — Валлонь». В июле состоялся его дебют на «Тур де Франс». Бассо участвовал в отрыве на третьем этапе и финишировал в десятке, а на восьмом этапе снова предпринял попытку убежать от соперников, но упал на спуске и сломал ключицу. Однако уже тогда проявился знаменитый несгибаемый характер Ивана Бассо — он поднялся, закончил этап и только после этого был вынужден сойти с гонки.

В 2002 году на «Тур де Франс» Бассо вновь занял активную позицию, стремясь проявить себя на фоне самых серьёзных соперников и самых трудных гор. На этапе до Мон Вонту он стал шестым, проиграв победителю Ришару Виранку три с половиной минуты, а Лэнсу Армстронгу — полторы. «Я думал, что Мон Вонту будет адом, но эта гора стала для меня раем», — позже сказал Иван, облачившийся после того этапа в белую майку лучшего молодого гонщика. Он довёз это почетное одеяние до Парижа, заняв в итоге в генеральной классификации 11 место, всю гонку держась рядом с сильнейшими. Возможно, именно тогда мечта победить однажды на «Тур де Франс» стала для него главной, и Бассо с тех пор позиционировался как «неитальянский итальянец», который ставил французскую гонку выше своей родной «Джиро д'Италия».

В 2003 году расстановка сил в Fassa Bortolo была видна невооруженным взглядом: безоговорочной звездой команды был спринтер Алессандро Петакки, и весь состав был ориентирован на него. Бассо и его амбиции не находили реальной поддержки, хотя требования к нему предъявлялись высочайшие. Его подавляла железная дисциплина в команде, и отношения с Ферретти становились все сложнее. Прямолинейному, авторитарному Феррону не удавалось найти общий язык с покладистым, сдержанным Бассо. Так получилось, что человек, которому удалось выковать из совершенно бесперспективного с точки зрения спортивного характера Алессандро Петакки поистине великого спринтера, не смог помочь Ивану Бассо развить все его сильные стороны: стремление к результату, выдержку и агрессивность. Их пути стремительно расходились.

В 2003 году на «Тур де Франс» Алессандро Петакки выиграл четыре спринтерских этапа, после чего сошёл с гонки, едва она приблизилась к горам, но помощников у Бассо не осталось — команду буквально выкосило пищевое отравление. Он прошёл весь «Тур» всего с одним оруженосцем, но занял седьмое место в общем зачёте, заявив о себе как о будущем серьёзном претенденте на тройку сильнейших. Такую позицию ему могла обеспечить лишь сильная, заточенная под него команда.

Этой командой вполне мог стать коллектив Лэнса Армстронга US Postal Service, о чём тогда ходили упорные слухи. Однако что стало бы с Бассо, если он перешёл тогда под начало Брюнеля остаётся загадкой. Не исключено, что он мог бы стать одним из «звездных грегари», направив весь свой талант в кузницу побед Армстронга. Пришло время становиться капитаном, а американская команда скорее всего не дала бы ему такой шанс.

И он сделал на тот момент единственно правильный выбор — подписал контракт с датской командой CSC под руководством Бьярне Рииса.

«Я тогда сказал себе: сейчас ты можешь делать то, что ты действительно хочешь; ты можешь выбрать команду, в которой ты хочешь гоняться, тренера, с которым хочешь работать, и какую хочешь программу тренировок и гонок. К счастью, Бьярне искал нового лидера команды для „Тур де Франс“, и уже после нескольких встреч с ним я понял, что это именно тот человек, который поможет мне заново открыть самого себя».

В команде CSC Ивану действительно приходилось открывать себя с новых сторон. Чего стоили знаменитые тренировочные лагеря команды. Бассо был вынужден делать то, чего не умел и боялся. Едва научившись плавать в бассейне, он оказался в Северном море, где соревновался со своими партнёрами по команде в гонке на парусниках, преодолевая свой страх перед ледяной водой. С точки зрения развития качеств гонщика его подготовка велась со всей серьёзностью. Вместе с новым товарищем Карлосом Састре он летал в Америку, в Массачусетский технологический университет, где они тренировались в аэродинамической трубе с целью улучшить индивидуальный ход. Чтобы бороться наравне с Армстронгом, Бассо нужно было подтягивать разделку, и он упорно занимался этим компонентом из года в год.

В 2004 году на старт «Тур де Франс» Бассо вышел уже в качестве одного из фаворитов. Весь его сезон был построен с прицелом на эту гонку. Следуя примеру своего ориентира, Лэнса Армстронга, он пропускал «Джиро д'Италия», не растрачивая силы, необходимые ему для того, чтобы войти в элиту веломногодневщиков на самом престижной гонке в мире. И все его надежды, усилия и затраты действительно оправдались на той гонке: Иван попал на пьедестал почёта на Елисейских полях, заняв итоговое третье место после непобедимого техасца и немца Андреаса Клёдена. В горах Бассо был постоянно рядом с Армстронгом, и это принесло ему победу на тринадцатом этапе — первую и единственную на тот момент победу Ивана на этапе «Большой петли».

Его слабым местом по-прежнему оставалась разделка, но уже тогда стало ясно, что у американца появился серьёзный соперник, и это признавал сам Армстронг.

Жизнь и спорт

Секрет успеха Ивана Бассо среди болельщиков не только в том, что он является поистине талантливым спортсменом, но и в его личностных качествах.

Несмотря на то, что в ранние годы его профессиональной карьеры пресса величала его «итальянским жеребцом», Иван всегда был скромным, не любящим выставлять себя на передний план человеком, прежде всего уважающим семейные ценности. Ещё в 2001 году он женился на девушке по имени Микаэла, в которую влюбился с первого взгляда, едва увидев её в косметическом салоне. В 2003 году он уже был гордым отцом Домитиллы Бассо, которая стала активной участницей его спортивных успехов: взглянув на фотографии с пьедесталов самых разных гонок, практически всегда можно увидеть Ивана со своей дочерью на руках. Микаэла рассказывает о нём как о необычайно внимательном муже и отце: находясь далеко от дома, участвуя в гонках по всей Европе, он непременно звонит домой по несколько раз в день, рассказывая о себе и интересуясь домашними делами. Возможно, Ивану повезло, и ему не пришлось делать выбор между достижениями в спорте и налаженной семейной жизнью.

Ему всегда удавалось удачно совмещать семью и спортивную карьеру.

Совмещать велогонки и дела семьи Ивану Бассо пришлось и на успешой гонке «Тур де Франс» в 2004 году. У его матери был обнаружен рак, и этот факт, помимо всего прочего, стал точкой сближения между ним и Лэнсом Армстронгом. Последний помогал всем, чем мог, чтобы спасти мать Ивана, и это еще больше сблизило друзей-соперников. «Немногие сделали бы то, что сделал для меня он», — сказал Иван спустя четыре года после тех событий.

Друзей у Бассо традиционно было много, преимущественно итальянцев. Со времён выступлений за Fassa Bortolo он сохранил прекрасные отношения с Микеле Бартоли, который выступал с ним вместе и за CSC. В датской команде образовался целый итальянский клан, который до сих пор поддерживает самые теплые отношения: Иван Бассо, Микеле Бартоли (Michele Bartoli), Джованни Ломбарди (Giovanni Lombardi) и Андреа Перон (Andrea Peron).

Именно итальянцы в датской команде уговорили Бассо участвовать в «Джиро д'Италия» в 2005 году. Он не мог пока победить Армстронга на его территории, но ему по силам было выиграть родную итальянскую гонку. И Бассо загорелся идеей доказать, что можно проехать два гран-тура подряд на высоком уровне, что он может выиграть «Джиро», а потом дать бой американцу. С марта 2005 года эта идея приобрела новый оттенок — умерла мать Ивана Бассо, и он должен был выиграть эту гонку в память о ней.

Соперниками Ивана были соотечественники — Симони, Савольделли, Ди Лука и Кунего. В этой компании местных звёзд он выглядел скорее заезжим гастролёром, посколькй для него всегда в приоритете был только «Тур де Франс». Но уже после первой недели стало ясно, что Иван приехал на родину с серьёзными намерениями. На первой длинной разделке он стал вторым, намного опередив всех основных конкурентов, а на 11 этапе до Дзольдо Альто надел розовую майку лидера. Тот этап выиграл Паоло Савольделли, но именно тогда Бассо предстал во всей своей красе, показав свою реальную силу в горах и свой собственный стиль. Без рывков, почти не поднимаясь из седла, он уходил от соперников, не оставляя им ни единого шанса. В тот момент казалось, что ничто не сможет остановить Ивана на пути к итоговой победе.

Однако сам он всегда реально смотрел на вещи. В интервью после десятого этапа «Джиро д'Италия» того года он говорил, что нельзя загадывать заранее, что случится в гонке: «Я могу потерять всё в кризисный день в горах». Именно это и случилось. На 14 этапе его сразила желудочная инфекция, и он не только потерял свою розовую майку, но и проиграл 40 минут лидерам, лишившись всех шансов на высокое итоговое место. Этот этап стал переломным в карьере Бассо. И именно он открыл Ивана Бассо тысячам болельщиков по всему миру, которые по той или иной причине раньше его не поддерживали.

На дистанции этапа высился тот самый Passo dello Stelvio, который Бассо преодолевал ещё ребенком. В тот день он поднимался в него неимоверно тяжело, измученный болью, обессиленный из-за того, что его организм не принимал практически никакой пищи уже второй день. На вершине горы он и его товарищи по команде остановились, чтобы одеться, и спортивный директор Бьярне Риис предложил Ивану сойти с гонки, на что получил ответ: «Меня увезут отсюда только в машине скорой помощи, в техничку я не сяду».

Именно эта фраза придала образу Бассо героический оттенок, принесла ему уважение и восхищение болельщиков и проявила его спортивные и человеческие качества. Позже он говорил, что это сокрушительное поражение закалило его, выковало его характер и сделало его сильнее.

Оставшись в гонке, Иван Бассо хоть и лишился шансов побороться за общую победу, но всё же сумел показать, что на этой «Джиро д'Италия» он должен был быть истинным хозяином. Поправившись, он выиграл два этапа подряд — горный и гонку с раздельным стартом, не оставив никому никаких сомнений в том, что морально он является победителем Corsa Rosa.

Тем не менее, в конце сезона у Бассо периодически проскакивали высказывания о том, что ему не стоило ехать и тратить силы на «Джиро д'Италия», поскольку именно это помешало ему победить на «Тур де Франс». Он занял второе место, следом за Армстронгом, проиграв ему 4 минуты 40 секунд. К сожалению, в той гонке Иван Бассо потерял возможность когда-либо побить своего соперника в открытом бою, поскольку в тот сезон Армстронг завершил свою спортивную карьеру.

На пьедестале почёта на Елисейских полях Лэнс Армстронг произносил свою прощальную речь и заявил: «Иван, следующий год — твой».

Таким образом он официально назначил себе наследника. Возможно, этот факт сыграл некоторую роль в том, что происходило годом позже.

Взлёт и падение

К началу 2006 года мало кто сомневался в том, что это будет год Ивана Бассо. Посетовав на «Джиро д'Италия», он тем не менее снова был полон решимости её покорить, после чего наконец выиграть «Тур де Франс» и закрепиться в статусе лучшего супермногодневщика современности.

«Джиро д'Италия» 2006 года действительно стала его бенефисом. CSC привезла на эту гонку свой лучший состав. Ивана защищали такие испытанные спортсмены, как Карлос Састре, Иниго Куэста (Inigo Cuesta), Владимир Густов, Джованни Ломбарди. И уже на первом же этапе с горным финишем, всё встало на свои места. Первым на Пассо Ланчано атаковал Дамиано Кунего (Damiano Cunego), атаку поддержал Иван Бассо и смог с лёгкостью от него оторваться в своем фирменном стиле — практически не поднимаясь из седла и не танцуя на педалях. Второй сокрушительный удар по соперникам был нанесён во время разделки на 50 километров, в которой Бассо был вторым вслед за Яном Ульрихом, приехавшим на «Джиро д'Италия» потренироваться и согнать вес в боевых условиях перед многодневкой «Тур де Франс». Ближайший из конкурентов в генерале — Хосе Энрике Гутьерес Каталунья — проиграл Ивану две минуты. Дамиано Кунего — все шесть. В отсутствие Лэнса Армстронга, разделка перестала быть слабым местом Бассо.

На той гонке казалось, что у него вообще нет слабых мест, за исключением, разве что, излишней его осторожности на мокрых спусках. Джильберто Симони, буквально уничтоженный Иваном в родных горах, всю гонку называл его инопланетянином. Иван выиграл три горных этапа, включая королевский этап от Тренто до Априки через Гавию и Мортироло, который он закончил в гордом одиночестве с фотографией новорожденного сына Сантьяго в руках.

Иван выиграл «Джиро д'Италия» с преимуществом более чем в 9 минут и, несмотря на разговоры о том, что уровень конкуренции оставлял желать лучшего, подходил к «Тур де Франс» в ранге главного фаворита.

Следом грянула «Операция Пуэрто».

Период с июня 2006 года по май 2007 года — самый тёмный и неопределенный в жизни и карьере Ивана Бассо. 30 июня 2006 года организаторы «Тур де Франс» объявили, что множество гонщиков, включая Ивана Бассо не могут стартовать на «Туре» из-за подозрения в причастности их к «Операции Пуэрто», проходящей в Испании. Формальных обвинений на тот момент выдвинуто не было, однако имелось соглашение между менеджерами команд Про-Тура — так называемый «кодекс чести», согласно которому любой гонщик, который подозревается в употреблении допинга, не может принимать участие в гонках Про-Тура. Это вынудило CSC отстранить Бассо от участия в «Тур де Франс». Осенью 2006 года итальянская федерация остановило расследование относительно Бассо, но команда CSC всё равно разорвала с ним контракт. В ноябре этого же года Ива Бассо вошёл в состав команды Discovery Channel.

Казалось бы что все обвинения остались позади. Однако зимой 2007 года ДНК-тест Яна Ульриха даёт положительный результат. В Испании были опубликованы новые материалы по делу «Операции Пуэрто», и итальянская федерация возобновила расследование относительно Ивана Бассо. 24 апреля команда Discovery Channel временно приостановила участие Бассо во всех соревнованиях. 30 апреля 2007 года Иван вынужден был разорвать контракт со своей новой командой. Таким образом отменилось его участие в «Джиро д'Италия» 2007 года.

Бассо выступил перед Итальянским Олимпийским Комитетом 2 мая 2007 года, где признал свою причастность к «Операции Пуэрто».

Позже на своей пресс-конференции он сказал, что это была лишь попытка воспользоваться допингом. Также он добавил, что попытка эквивалентна использованию допинга и он готов принять свою дисквалификацию.

Какова бы ни была правда, Бассо принял на себя вину и искупил её отбытием наказания. Полтора года дисквалификации и ещё почти год без гонок — достаточная цена для того, кто мог за это время стать победителем «Тур де Франс».

По словам самого Ивана, его постоянно мучила совесть. Он не пускается в долгие объяснения мотивов своих поступков, и, наверное, действительно не должен никому ничего разъяснять. Главным для него в период после признания было прощение его семьи, которое он получил, и его жена Микаэла и дети стали его главной опорой в то время, когда он пытался найти для себя перспективу. И вскоре шанс предоставился.

Ещё всё впереди

«Есть множество людей, которые разочарованы во мне, но я не могу сделать ничего для того, чтобы их отношение изменилось, кроме как честно и прозрачно выполнять свою работу. А тем людям, которые верили в меня, видели меня в гонках, следили за моими тренировками, не нужны слова — им нужны факты».

Бассо поставил перед собой цель вернуться в спорт ещё более сильным. И он начал идти к этой цели уже с осени 2007 года, став, наверное, самым необычным спортсменом, отбывающим дисквалификацию. Он не исчез — эти полтора года он постоянно был на виду. Его фан-сайты постоянно держали болельщиков в курсе того, что происходит с Иваном, чем он занят и что планирует. Его болельщики проделали огромную работу для того, чтобы велосипедный мир его не забыл. Он принял участие во многих встречах и в десятках гонок. Он нашел новых личных спонсоров, которые помогали и вдохновляли его. Его поддерживали и коллеги, среди которых был Паоло Беттини, Давиде Ребеллин и Франко Баллерини. Джованни Ломбарди после ухода из CSC стал личным менеджером Ивана. Бассо не остался в одиночестве — все ждали его возвращения.

Период дисквалификации для Бассо не прошёл незамеченным. Он извлек уроки из своих ошибок и научился жить после провала.

Иван проводил много времени со своей семьей, занялся благотворительностью. По его словам, заново подружился с велосипедом.

Весной 2008 года Иваном Бассо был подписан контракт с командой Liquigas, начала поступать информация о его тренировках и был составлен гоночный план на 2009 год.

Президент Liquigas Sport, Паоло Дал Лаго, сказал: «Это было спорное, но всё же осознанное решение. Спортивная судебная система очень строго наказала Ивана, но несмотря на это он принял его спокойно, со здравой самокритикой. Этим он заработал уважение в глазах общественности и своих коллег». Также Паоло добавил: «Иван — самый большой талант в итальянском велоспорте».

«С помощью Ивана мы будем добиваться абсолютного лидерства в профессиональном велоспорте в 2009 и 2010 годах», — заявил менеджер команды Роберто Амадио.

Первой гонкой Ивана за новую команду стала Japan Cup, прошедшая 26 октября 2008 года. Бассо отлично себя проявил и финишировал третьим, уступив в финишном спринте Кунего и Висконти.

Первая победа после дисквалификации приходит к Ивану 25 апреля 2009 года. Он побеждает в генеральной классификации «Джиро дель Трентино» — гонке, которая обычно является важным этапом в подготовке к «Джиро д’Италия».

Сезон 2009 был, наверное, самым долгожданным за последние три года, которые прошли под знаком непрекращающихся скандалов. За это время в мировом пелотоне выросли новые звезды — Альберто Контадор, Энди Шлек. Многого добились те, кто перед допинговым скандалом «Операция Пуэрто» были на вторых ролях — Данило Ди Лука и Карлос Састре. В сезоне 2009 года вместе с Иваном Бассо верулся и Лэнс Армстронг.

В «Джиро д'Италия» 2009 года Иван Бассо стал пятым в генеральной классификации. Ключевым этапом стала 60−километровая гонка с раздельным стартом, где Иван проиграл победителю более двух минут. После этого были атаки в горах, которые практически ничего не принесли. После того как Бассо потерял все шансы попасть на подиум гонки, он помог на последнем горном этапе со-капитану команды Франко Пеллицотти в борьбе за третье место в генеральной классификации. В итоге Иван Бассо проиграл победителю гонки Денису Меньшову 3 минуты 59 секунд и на 12 минут опередил Лэнса Армстронга, занявшего 12 позицию в общем зачёте.

Событие

0
joe
21 мая 2013

«Москва велосипедная» проводят конкурс сумасшедших велокостюмов :)

Авторы лучших работ примут участие в праздничном велозаезде, который телеканал «Дождь» устроит 30 июня, а самого сумасшедшего ждёт поездка в Европу на двоих.

Будь в курсе!

0
18 сентября 2011

18 сентября16:00, 17:30 — День открытых дверей в музее веломобилей19 сентября19:00 — Лекция «Smart City: теории и практики создания умного города»20:00 — Предпремьерный показ фильма о велосипедном путешествии из России в Португалию участников проекта Let’s Bike It!

0
27 мая 2011

Обсуждение проблем, связанных с велосипедным транспортом, с президентом «Велотранспортного союза» Игорем Налимовым, куратором проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимиром Кумовым, и координатором исследовательской темы «Общественное пространство» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Федором Новиковым.

0
24 мая 2011

25−летняя англичанка Сара Оутен (Sarah Outen), совершающая одиночное кругосветное путешествие, вчера вечером добралась до Астрахани — последнего города в Европе на её маршруте.

0
19 мая 2011

Улучшенная трасса длинной 850 метров с перепадом высот до 100 метров уже была опробована сильнейшими мтб райдерами на первом этапе Кубка Сибири и Чемпионате который пошел в Новосибирске в прошлом году.