На что обратить внимание при покупке велосипеда: какой тип, ростовка и фирма-производитель подходит именно вам.

О соответствии роста велосипедиста и размера велосипеда

Гонка, в которой участники стартуют один за другим через 30−секундный интервал.

Ещё не с нами?

Почему лучше зарегистрироваться

вход

16 января 2009

|Sheldon Brown

Резьбовые системы

Threading systems

Для обычных болтовых и гаечных соединений используются как правило две системы — SAE (стандарт США) и метрическая система (стандарт ISO). В системе SAE резьба определяется диаметром и количеством витков на дюйм — tpi. Например, известный размер «1/4 — 20» означает болт диаметром 1/4 дюйма и 20 витков на дюйм. Метрическая система испоьзует параметр расстояния между двумя соседними резьбовыми витками. Например, «6 x 1» означает 6−миллиметровый болт с витками, расположенными на расстоянии 1 мм друг от друга. Этот размер часто используется для крепления тормозной ситемы и колодок. Размер «5 x 8» как правило используется в креплении крыльев, багажника, флягодержателя, рычагов переключения и для анкерных болтов крепления троса.

Существовала и третья система под названием BSW — British Standard Whitworth. Дюймовая резьба была предложена Джозефом Витуортом (Joseph Whitworth) в 1841. Резьба с мелким шагом называлась BSF — British Standard Fine. До 1960−х годов был британским стандартом, пока его не сменила метрическая система.

В отличие от обозначение резьбы для гаек и болтов, многие другие велосипедные компоненты могут использовать совершенно разные резьбовые системы. Например, рулевые колонки и каретки для велосипедов, сделанных в США, для велосипедов BMX и для односоставных шатунов; а также велосипеды, сконструированные в Великобритании, Франции, Италии, Швеции и велосипеды Raleigh.

Резьба каретки

Стандарт Резьба Резьба левой регулируемой чашки Резьба правой фиксированной чашки Длина корпуса Применение и комментарии
Британский, ISO стандарт 1,370" X 24 tpi 1,375" X 24 tpi правая левая Стандартный 68 мм, 73 мм - увеличенный Подавляющее большинство современных велосипедов. Британский и ISO стандарты взаимозаменяемы.
ISIS Overdrive 48 x 1,5 мм правая левая 68 мм, 100 мм Один из новых стандартов систем увеличенного размера.
Итальянский стандарт 36 мм X 24 tpi правая правая (внимание!) 70 мм Итальянские и некоторые французские велосипеды класса хай-енд. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения.
Французский стардарт 35 мм X мм (25,4 tpi) правая правая (внимание!) 68 мм Устаревший стандарт, используемый на старых французских велосипедах. Ввиду правой резьбы на обоих чашках существует проблема раскручивания во время движения.
Шведский стандарт 35 мм X мм (25,4 tpi) правая левая 68 мм Аналогичный французскому стандарту, но с левой резьбой на правой чашке.
Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi правая левая 71 мм, 76 мм Сатарый британский стандарт для велосипедов Raleighs. Как правило встречающийся на 3-скоростных велосипедах.
Односоставные шатуны "Аштабула" Наружная резьба на шатуне 24 tpi (большинство) 28 tpi (модели Schwinn, Mongoose) 68 мм (2,68") ширина, 51,3 мм (2,02") внутренний размер (приблизительно) Старые велосипеды США, BMX, детские велосипеды, велосипеды супермаркетов. В шатунах 24 tpi используется сепаратор №66 и 10 шариков 5/16". В шатунах 28 tpi - сепаратор №64 и 9 шариков 5/16".

Совместимость кареток

Резьба корпуса каретки Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л  (34,8/34,9 x 1,06 мм) Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм) Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi) Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi) Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм)
Британский, ISO стандарт 1,37/1.375" x 24 tpi, чашки П-Л  (34,8/34,9 x 1,06 мм)
Идентично
36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленности Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу
Итальяеский стандарт 36 мм X 24 tpi, чашки П-П (1,417" x 1,06 мм) Чашки британского или ISO стандарта проваливаются
Идентично
Корпус каретки итальянского стандарта гораздо большего диаметра, чем остальные. Чашки других стандартов проскакивают
Французский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-П (1,378 x 25,4 tpi) 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится
Идентично
Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплено прочно
Шведский стандарт 35 мм X 1 мм, чашки П-Л (1,378 x 25,4 tpi) 35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится Левая регулируемая чашка взаимозаменяема, правая фискированная не подойдёт из-за противоположной направленности резьбы
Идентично
35 мм = 1,378". Корпус немного больше, шаг резьбы немного меньше. Левая сторона может подойти, но не будет закреплена прочно
Стандарт Raleigh 1 3/8" X 26 tpi, чашки П-Л (34,9 x 1,06 мм) Диаметр подходящий, но шаг резьбы не совпадает. Застрянет практически сразу 36 мм диаметр чашки слишком большой, навинтить не получится Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится. Правая фиксированная чашка с резьбой другой направленности Диаметр чашки немного больше, навинтить не получится
Идентично

Стандарты линии цепи

Применение Размер, мм Примечание
Шоссейные 2-звёздные системы 43,5 Спецификация Shimano. Измеряется по центральной точке между звёздами. Учитывая зазор между звёзд 5 мм, внутренняя звезда располагается на расстоянии 41 мм от центральной оси рамы, внешняя - на расстоянии 46 мм.
Шоссейные 3-звёздные системы 45 Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде.
3-звёздные системы на горном велосипеде 47,5-50 Спецификация Shimano. Измеряется по средней звезде. Обычно 47,5 мм, но у некоторых рам с увеличенным диаметром подседельной трубы размер может быть больше, поскольку в этом случае переключатель смещается вправо.
Трековые системы, односкоростные системы с ножным тормозом или большинство систем со втулкой внутреннего переключения передач 40,5-42 У старых велосипедов с зазором 110 мм размер будет наименьшим из диапазона, 40,5 мм; на более современных с зазором 120 мм - наибольшим, 42 мм.
Односкоростные системы на горном велосипеде 52 В горных велосипедах более широкий размер линии цепи необходим для обеспечения большего зазора относительно нижних перьев рамы. Это значение близко к линии цепи большой звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда.
Планетарная втулка Rohloff Speedhub 54 (58, 13 зубцов)
Односкоростные системы на горном велосипеде 47,5 Стандарт для втулок ENO компании White Industries. равен линии цепи средней звезды на 3-звёздной системе горного велосипеда. Также, близок к линии цепи большой звезды шоссейной 2-звёздной системы.

Резьба рулевой колонки

Размер штока (внешний диаметр) Размер патрона выноса (внутренний диаметр) Внутренний диаметр кольца короны Рулевой стакан, внешний диаметр Резьба на дюйм, tpi Примечания
BMX/Велосипеды с односоставным шатунами 0,833" (21,15 мм) 26,4 мм 32,7 мм 24 Используется как правило на велосипедах с односоставными шатунами, а также на горных велосипедах старого типа.
Французский стандарт, 25 мм 22 мм 26,5 мм, 27,0 мм 30,2 мм 25.4 (1 мм) Устаревший стандарт. Французские рулевые колонки, как правило, шли с запаяным концом, вместо специального выточенного паза, как во всех остальных резьбовых колонках. Взаимозаменяемость: Эти 5 размеров вилок и рулевых колонок подходят к одному типу рам, поскольку размер головной трубы (рулевого стакана) одинаковый.
1", ISO стандарт (25,4 мм) 7/8" (22,2 мм) 26,4 мм 30,2 мм 24 Стандартный размер 1".
1", итальянский стандарт (25,4 мм) 7/8" (22,2 мм) 26,5 мм, 27,0 мм 30,2 мм 24 Устаревших стандарт. Резьба нарезана под уклоном 55 градусов, но при этом рулевые колонки ISO или JIS стандартов могут быть установлены.
1", японский JIS стандарт (25,4 мм) 7/8" (22,2 мм) 27,0 мм 30,0 мм 24 Старые велосипеды или низкокачественные китайские варианты.
1", стандарт Raleigh (25,4 мм) 7/8" (22,2 мм) 26,4 мм 30,2 мм 26 Стандарт, запатентованный английской компанией Raleigh.
Австрийский стандарт (26 мм) 22 мм 26,7 мм 30,8 мм 25.4 (1 мм) Высококачественные австрийские велосипеды, использующие британские и ISO стандарты.
Французский стандарт для тандемов 28 мм 22 мм 25.4 (1 мм) Устаревший стандарт.
1 1/8" (28,6 мм) 1" (25,4 мм) 30,0 мм 34,0 мм 26 Стандарт увеличенного размера. Данный размер чаще всего используется на безрезьбовых системах.
1 1/4" (31,8 мм) 1 1/8" (28,6 мм) 33,0 мм 37,0 мм 26 Обычно используется в тандемах.

Резьба трещотки

Стандарт Обозначение Аналог
ISO 1,375" x 24 tpi 34,92 x 1,048 мм
Британский 1,370" x 24 tpi 34,80 x 1,058 мм
Французский 34,7 x 1 мм 1,366" x 25,4 tpi
Итальянский 35 мм x 24 tpi 1,378" x 1,058 мм
Метрический BMX 30 мм x 1 мм 1,181" x 25,4 tpi

Резьба педалей

Тип шатунов Спецификация резбы Аналог
Стандартные трёхсоставные шатуны 9/16" (0.56") x 20 tpi 14.28 x 1.27 мм
Односоставные шатуны (Американские) 1/2" (0.50") x 20 tpi 12.7 x 1.27 мм
Французские шатуны старого образца 14 мм x 1.25 мм 0.55" 20.32 tpi

Материалы по теме

Метрическая система

Событие

0
joe
21 мая 2013

«Москва велосипедная» проводят конкурс сумасшедших велокостюмов :)

Авторы лучших работ примут участие в праздничном велозаезде, который телеканал «Дождь» устроит 30 июня, а самого сумасшедшего ждёт поездка в Европу на двоих.

Будь в курсе!

0
18 сентября 2011

18 сентября16:00, 17:30 — День открытых дверей в музее веломобилей19 сентября19:00 — Лекция «Smart City: теории и практики создания умного города»20:00 — Предпремьерный показ фильма о велосипедном путешествии из России в Португалию участников проекта Let’s Bike It!

0
27 мая 2011

Обсуждение проблем, связанных с велосипедным транспортом, с президентом «Велотранспортного союза» Игорем Налимовым, куратором проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимиром Кумовым, и координатором исследовательской темы «Общественное пространство» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Федором Новиковым.

0
24 мая 2011

25−летняя англичанка Сара Оутен (Sarah Outen), совершающая одиночное кругосветное путешествие, вчера вечером добралась до Астрахани — последнего города в Европе на её маршруте.

0
19 мая 2011

Улучшенная трасса длинной 850 метров с перепадом высот до 100 метров уже была опробована сильнейшими мтб райдерами на первом этапе Кубка Сибири и Чемпионате который пошел в Новосибирске в прошлом году.