Из каких материалов изготавливается самая основа велосипеда, какие существуют мифы и заблуждения, каковы основные критерии оценки качества велосипедной рамы.

Трюковое велокатание берет начало в середине 70−х годов прошлого века, за три десятилетия из мальчишеского увлечения BMX вырос в олимпийский вид спорта.

«Ослиный зад», «донки-бэк» (от англ. donkey back) — специального вида тандем, где шатуны сидящего в

Ещё не с нами?

Почему лучше зарегистрироваться

вход

13 января 2009

|AGbike

Переключатель скоростей, дерайлер

Derailer, Dérailleur

Автор
0
Андрей Григорьев

Руководитель известного велосипедного ресурса Санкт-Петербурга, посвящённого велосипеду и велотуризму. Автор многих информационных и технических статей.

Задний переключатель

Основные параметры современного переключателя передач:

  • соответствие типу велосипеда;
  • количество передач, на которое он рассчитан;
  • максимально допустимый размер наибольшей звезды (англ. max sprocket);
  • ёмкость переключателя (англ. capacity);
  • и относительный ход управляющего троса.

Например, переключатели Shimano делятся на переключатели для шоссейных (до 27 зубцов в большой звезде) и горных велосипедов (от 28 до 34 зубцов). Максимально допустимый размер звезды — размер, при котором верхний ролик не задевает за зубья звезды (характерные значения для современных переключателей горных велосипедов — 34 зубца).

Относительный ход переключателя — это соответствие между ходом управляющего тросика и поперечным перемещением рамки с роликами. Например, задние переключатели Shimano и SRAM по этому показателю несовместимы, так как относительный ход тросика у переключателей SRAM больше.

Роль заднего переключателя передач состоит в переброске цепи со звёздочек одного размера на звёздочки другого для обеспечения необходимого передаточного числа привода велосипеда. При этом происходит изменение длины свободной ветви цепи. Таким образом, переключатель должен еще и регулировать её длину. Для этого служит рамка натяжителя цепи с двумя закрепленными на ней роликами.

Перемещением цепи в перпендикулярном плоскости звездочек направлении заведует параллелограммный механизм, перемещающий рамку с роликами, а вместе с ней и цепь.

Крепление переключателя может быть прямым — на съёмный или несъёмный петух велосипедной рамы, или через переходник, зажимаемый гайкой крепления заднего колеса. Последний вариант встречается лишь на оборудовании самого начального уровня. Подвод тросика осуществляется прямо через ограничитель или через специальный направляющий ролик. Переключатели для горных и гибридных велосипедов высокого уровня обычно имеют грязезащитные кожухи на тросике.

Для обеспечения относительного постоянства расстояния от верхнего ролика до звёзд кассеты, параллелограммный механизм большинства современных переключателей имеет плоскость движения, расположенную по диагонали к оси звёзд. Сами ролики обычно пластиковые. На переключателях верхних групп — керамические. Стальные ролики уже ушли в прошлое. Шарикоподшипники в роликах также применяются лишь на верхних моделях переключателей.

Передний переключатель

На передний переключатель, в отличие от заднего, возложена лишь функция переброски цепи со одной звезды на другую. А учитывая сложность добиться от него качественного переключения из-за работы верхней ветви цепи под нагрузкой, конструкция его очень проста: рамка, сквозь которую проходит цепь, перемещаемая параллелограмным механизмом.

Основные параметры переднего переключателя:

  • направление подвода управляющего тросика;
  • способ его крепления на раме велосипеда;
  • и угол установки (угол между подседельной трубой и плоскостью нижних перьев заднего треугольника рамы).

Тросик к переключателю может подводиться сверху или снизу. Это зависит от расположения креплений тросика на раме велосипеда. Первый вариант предпочтительнее. Большинство переключателей рассчитаны на один из вариантов, но есть и универсальные. Крепиться переключатели могут хомутом на подседельной трубе или пластиной, зажимаемой правой чашкой каретки или картриджа. В случае переключателя на хомуте, последний может быть расположен выше или ниже рамки переключателя. Многие модели существуют во всех трёх вариантах. Это связано с невозможностью установки некоторых типов переключателей передач на велосипеды с различными видами задней амортизационной подвески или использованием рам нетрадиционной формы. Хомуты могут быть рассчитаны на подседельные трубы разного диаметра, что также необходимо учитывать (характерные значения 28−34 мм). Необходимо учитывать и угол установки переключателя для предотвращения зацепления рамки за раму (характерные значения 63−66° или 66−69°).

Самые продвинутые переключатели передач имеют независимое движение внешней и внутренней пластин рамки. Неплохо, если у переключателя есть сектор, по которому обкатывается подводящий тросик, как это сделано в Shimano Deore, что позволяет продлить срок службы тросика.

С 2002 года среди оборудования Shimano появились передние переключатели с системой SPCM (Shimano Power Change Mechanism), суть которой заключается в том, что усилие для переключения передач отбирается от вращающихся педалей, а управляется система лишь парой кнопок.

Пиши правильно

В английской литературе часто можно встретить как общепринятое в механике слово «derailer», так и полуфранцузское написание — «derailleur». Это создаёт небольшую путаницу, особенно в случае поиска нужной документации или детали по электронным каталогам. Слово «derailleur» — это заимствованное слово «dérailleur» из французского языка, но записанное и произносимое на английский манер. Проверочное слово в данном случае будет английское слово «to derail», а не французское «dérailler», означающее «переброс», «соскок» или «сход с рельсов».

Событие

0
joe
21 мая 2013

«Москва велосипедная» проводят конкурс сумасшедших велокостюмов :)

Авторы лучших работ примут участие в праздничном велозаезде, который телеканал «Дождь» устроит 30 июня, а самого сумасшедшего ждёт поездка в Европу на двоих.

Будь в курсе!

0
18 сентября 2011

18 сентября16:00, 17:30 — День открытых дверей в музее веломобилей19 сентября19:00 — Лекция «Smart City: теории и практики создания умного города»20:00 — Предпремьерный показ фильма о велосипедном путешествии из России в Португалию участников проекта Let’s Bike It!

0
27 мая 2011

Обсуждение проблем, связанных с велосипедным транспортом, с президентом «Велотранспортного союза» Игорем Налимовым, куратором проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимиром Кумовым, и координатором исследовательской темы «Общественное пространство» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Федором Новиковым.

0
24 мая 2011

25−летняя англичанка Сара Оутен (Sarah Outen), совершающая одиночное кругосветное путешествие, вчера вечером добралась до Астрахани — последнего города в Европе на её маршруте.

0
19 мая 2011

Улучшенная трасса длинной 850 метров с перепадом высот до 100 метров уже была опробована сильнейшими мтб райдерами на первом этапе Кубка Сибири и Чемпионате который пошел в Новосибирске в прошлом году.