Для различных узлов велосипеда подходят разные типы смазки.

На что обратить внимание при покупке велосипеда: какой тип, ростовка и фирма-производитель подходит именно вам.

Велосипедист, едущий позади другого в аэродинамической тени.

Ещё не с нами?

Почему лучше зарегистрироваться

вход

16 января 2009

|Sheldon Brown

Алюминий

Aluminum, aluminium

Алюминий (лат. Aluminium) — химический элемент под номером 13 в таблице Менделеева. Один из самых распространённых металлов и третий по распространённости химический элемент (после кислорода O и кремния Si) в земной коре.

В велосипеде применяется для изготовления множества различных деталей. Главным его преимуществом является небольшой удельный вес и высокая коррозионная стойкость. По прочности он уступает стали, но имеет втрое меньший удельный вес. Алюминий является одним из самых распространённых металлов, из которого делаются велосипедные рамы.

Из алюминия изготавливаются большинство велосипедных компонентов высокого качества. Например, шатуны, ведущие звёзды, обода, рули, выносы, части тормозных систем и переключателей скоростей.

В то же время, для изготовления спиц, тросов и резьбовых узлов, подвергающихся высокой нагрузке, алюминий не применяется.

Существуют различные алюминиевые сплавы, которые обозначаются определёнными числами, в зависимости от того, какие элементы добавляются в сплав. Чистый алюминий пластичный металл с малой прочностью. Но если к нему добавить кремний, магний, цинк, медь или другие элементы, в результате можно получить очень прочный сплав. Первая цифра в числовом обозначении сплава отвечает за следующие добавки:

  • 1xxx — производственный алюминий (более 99% чистого металла)
  • 2xxx — медь
  • 3xxx — марганец
  • 4xxx — кремний
  • 5xxx — магний
  • 6xxx — магний и кремний
  • 7xxx — цинк
  • 8xxx — прочие элементы

Остальные 3 цифры отвечают за то, в каком количестве использованы все добавки. Но в отличие от стали, где в числовом обозначении содержится непосредственное количество углерода (1020, 4130, 4340), в алюминии значение цифр нужно смотреть по таблице.

Сплав Состав металлов Предел прочности на разрыв, psi Предел текучести, psi Удлинение, % Твёрдость по Бринеллю Основная добавка
2014 4,5% медь
0,8% углерод
0,8% марганец
0,5% магний
27000 14000 18 45 Медь
2014-T6 4,5% медь
0,8% углерод
0,8% марганец
0,5% магний
70000 60000 13 135 Медь
6061 1% магний
0,6% кремний
0,2% хром
0,3% медь
до 0,7% железо
18000 8000 25 30 Магний и кремний
6061-T6 1% магний
0,6% кремний
0,2% хром
0,3% медь
до 0,7% железо
45000 40000 17 95 Магний и кремний
7005-T6 4,5% цинк
1,4% магний
0,45% марганец
0,13% хром
51000 42000 13 н/д Цинк
7075-T6 5,6% цинк
2,4% магний
0,15% марганец
1,6% медь
0,23% хром
83000 73000 11 150 Цинк

Предел прочности на разрыв — напряжение, при котором происходит разрушение. Предел текучести — наименьшее напряжение, вызывающее остаточную деформацию. Относительное удлинение — это средняя величина удлинения деформируемой детали до её поломки (разрыва). Твёрдость по Бринеллю — величина, характеризующая твёрдость материала.

Индекс «Т6», написанный после кода материала, обозначает вид термической обработки. Все велосипедные рамы проходят термическую обработку, даже если производители не пишут «Т6» после номера класса алюминия. Термическая обработка как правило производится уже на готовой раме, поскольку её следствием является структурное изменение металла. Средняя температура термической обработки обычно сставляет 480−540° C (температура плавления — около 600° C), среднее время — 1/2−2 часа для тонких труб. После чего следует резкое охлаждение в воде и 8−часовая (или более) выдержка при достаточно низкой температуре (примерно 180° C).

Как видно из таблицы, сплавы обладают разными свойствами — прочностью на разрыв, стойкостью к коррозии, пластичностью, пригодностью к сварке и к механической обработке.

У каждого сплава есть как сильные, так и слабые стороны, и в связи с этим для каждого из них есть своё применение. Очень прочные сплавы невозможно сварить, но из них могут получиться, например, высококачественные звёзды. Некоторые сплавы, в целом не обладающие достаточной прочностью, могут быть стойкими к точечным ударам.

Если требуется накрутить или сцепить детали, они могут быть выполнены из разных сплавов. Если же необходима сварка, то обе детали должны быть одной группы. То есть нельзя сварить детали из алюминия 6061 и 7005.

Конструктору важно выбрать правильный сплав для решения определённой задачи. Дорогой и супер-прочный материал может легко сломаться, если будет использован не по назначению.

Материалы по теме

Материалы велосипедных рам

Событие

0
joe
21 мая 2013

«Москва велосипедная» проводят конкурс сумасшедших велокостюмов :)

Авторы лучших работ примут участие в праздничном велозаезде, который телеканал «Дождь» устроит 30 июня, а самого сумасшедшего ждёт поездка в Европу на двоих.

Будь в курсе!

0
18 сентября 2011

18 сентября16:00, 17:30 — День открытых дверей в музее веломобилей19 сентября19:00 — Лекция «Smart City: теории и практики создания умного города»20:00 — Предпремьерный показ фильма о велосипедном путешествии из России в Португалию участников проекта Let’s Bike It!

0
27 мая 2011

Обсуждение проблем, связанных с велосипедным транспортом, с президентом «Велотранспортного союза» Игорем Налимовым, куратором проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимиром Кумовым, и координатором исследовательской темы «Общественное пространство» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Федором Новиковым.

0
24 мая 2011

25−летняя англичанка Сара Оутен (Sarah Outen), совершающая одиночное кругосветное путешествие, вчера вечером добралась до Астрахани — последнего города в Европе на её маршруте.

0
19 мая 2011

Улучшенная трасса длинной 850 метров с перепадом высот до 100 метров уже была опробована сильнейшими мтб райдерами на первом этапе Кубка Сибири и Чемпионате который пошел в Новосибирске в прошлом году.