Очень сложно подобрать для себя правильную спортивную посадку.

Из каких материалов изготавливается самая основа велосипеда, какие существуют мифы и заблуждения, каковы основные критерии оценки качества велосипедной рамы.

Вспененный материал, запресованный под высоким давлением.

Ещё не с нами?

Почему лучше зарегистрироваться

вход

Амортизационные вилки

22 марта 2009

|Источник: RealBiker

Существует много различных типов амортизационных вилок. Как определить, какую лучше приобрести?

Пружинная

Самый дешёвый вариант. Ценовой уровень ~40−80 €. По сути дела к амортизационным они не относятся. Качество их изготовления оставляет желать лучшего, все такие вилки от рождения люфтят и очень быстро выходят из строя при любой эксплуатации. Пружинная вилка не способна работать значительное время в качестве амортизатора, а в качестве демпфера она не работает вовсе.

Основное применение: витрина; детям в качестве конструктора.

Пружинно-эластомерная

Cледующая ступень в иерархии. Ценовой уровень ~70−180 €. Этот тип также не относится в полной мере к амортизационным вилкам.

Конструкция

Помимо стальной пружины в них стоит длинный цилиндрический стержень из полимерного материала (эластомер), который, по задумке создателей, должен выполнять роль демпфера. Однако эту функцию он либо не выполняет, либо выполняет крайне плохо. Качество изготовления незначительно выше, чем у пружинных вилок (исключение составляет вилка Rock Shox Judy TT (J2)), вилки точно так же люфтят от рождения и быстро умирают при любой эксплуатации, как и пружинные.

При отрицательных температурах эластомеры в этих вилках становятся твёрдыми и вилки совсем перестают работать. Существуют так называемые «зимние» эластомеры, однако русская зима замораживает и их.

Основное применение: попробовать, нужна ли вам вообще амортизационная вилка; витрина; поездки в магазин, на дачу.
Rock Shox Judy TT(J2) живёт существенно дольше своих собратьев, и работает почти как дешёвая масляная вилка.

Воздушная

Необычное явление. Ценовой уровень от 150 €. Несколько моделей было выпущено фирмой White Brothers. Сейчас такие вилки делает RST (маркировка AT, HT). Обычно в разговоре фраза «воздушная вилка» подразумевает воздушно-масляную вилку.

Конструкция

Роль пружины выполняет воздух, накачиваемый насосом, и воздух же выполняет роль демпфирующего элемента. Работает примерно так же, как воздушно-масляные вилки.

Основное применение: кросс-кантри; возможно, более агрессивные виды катания. Однако, с учётом плотности манжет, необходимой для удержания воздуха, агрессивное применение будет очень быстро убивать такие вилки.

Масляно-воздушная

Первые в иерархии, действительно выполняющие функции демпфера. Ценовой уровень от 230 € (Marzocchi MXC).

Конструкция

Роль демпфера выполняет заполненный маслом картридж. Пружиной служит воздух, закачиваемый насосом. Рабочие качества таких вилок напрямую зависят от инженерно-технического решения картриджа. Например, если в 1999 году масляно-воздушные вилки Marzocchi очень заметно отличались от своих масляно-пружинных версий, то в 2002 году масляно-воздушные вилки работают почти так же, как и пружинные версии, а с картриджами HSCV вообще не понятно, что внутри — стальная пружина или воздух.

Дорогая воздушно-масляная вилка обычно работает заметно лучше дешевой пружинно-масляной.

Высокое и низкое давление

На практике, вилку высокого давления можно более точно настроить, хотя реальная необходимость этого, мягко говоря, сомнительна. В целом, вилка высокого давления более динамична, чем вилка низкого давления, однако это лишь при одинаковых демпферах (а одинаковых демпферов не бывает). Большим минусом вилки высокого давления является её низкая износостойкость и необходимость частого ТО. Плюсом является их меньшая чувствительность к перепадам температур, чем у вилок с воздушной пружиной низкого давления.

Основное применение: Кросс-кантри, фрирайд, эндуро, туризм.

Масляно-пружинная

Верхушка пирамиды вилок. Ценовой уровень от 170 €.

Конструкция

Демпфером служит картридж, заполненный маслом. Пружина — из стали. Рабочие качества этих вилок зависят от картриджа и мощности пружин.

Применяется без каких-либо ограничений.

Пружина: сталь или воздух

Дешёвая пружинно-масляная вилка работает хуже дорогой воздушно-масляной с точки зрения не только её рабочих качеств, но и эксплуатационных. Однако существуют нюансы, о которых не всем известно.

Для лёгких людей не рекомендуется воздух, а для тяжёлых — стальные пружины. Хотя среди воздушных есть исключение под названием Rock Shox SID, на ней вообще нельзя ездить людям тяжелее 90 кг — дохнет моментально. А в стальных можно поставить усиленные пружины под особо тяжелый вес.

Перепад температур в 10°−15°С требует регулировать давление в воздушной вилке низкого давления. Воздушную вилку можно регулировать (preload) в значительно более широких пределах, чем пружинную.

Демпфер: масло, воздух или эластомер

Если упростить принцип работы демпфера, то его основная задача — быстро сжаться и медленно вернуться в начальное состояние.

Эластомер (MCU) не в состоянии работать в качестве демпфера в силу своих физических свойств. Он немного замедляет сжатие вилки (что производит небольшой эффект гашения колебаний), однако заметно ускоряет отбой, что очень часто приводит к так называемому «отстреливанию» - когда велосипедиста просто выбрасывает обратным ходом вилки.

Масло — жидкая среда, наиболее подходящая для демпфирования. Десятилетиями совершенствующаяся технология, надежная и не замороченная.
Жидкий газ тоже замечательно подходит, но эта технология не для велосипеда  — слишком усложняется обслуживание и конструкция вилки.

Воздух (сжатый) - несомненно, можно сделать хорошо работающий воздушный демпфер. Однако, в силу технологических причин, он слишком быстро изнашивается. Впрочем, химия полимеров постоянно развивается и, возможно, в недалёком будущем мы увидим хорошую долговечную вилку с воздушным демпфером.

Масло в амортизационной вилке заливается двумя способами: в открытой и закрытой ванне.

Открытая масляная ванна

  • Вилка не требует смазки внутренних частей;
  • Зимой масло просто заменяется на зимнее;
  • Отбой можно регулировать не только настройкой картриджа, но и вязкостью масла;
  • Работа вилки более мягкая и плавная;
  • Уровнем масла можно регулировать жёсткость работы вилки, то есть под больший вес наливать побольше масла, под меньший вес — масла недоливать;
  • Производителю приходится делать более качественные пыльники и сальники, в результате вилка требует более редкого ТО.

Закрытая масляная ванна

  • Вилку нужно часто разбирать, чистить и смазывать внутри;
  • Зимой придётся заменить картридж целиком;
  • Отбой регулируется только настройкой картриджа;
  • Работа вилки более жёсткая, чем в открытой масляной ванне;
  • Жёсткость вилки не регулируется;
  • Производитель экономит на качестве изоляции внутренностей вилки, в результате — более частые ТО и больший износ.

Хорошая амортизационная вилка

Хорошая вилка — прежде всего та, которая выполняет свои функции. Сущействует масса производителей вилок, а различных моделей и модификаций — ещё больше. Перечислять все их особенности и условия эксплуатации не имеет смысла, но при этом есть более общее условие: хорошая вилка стоит дороже 200 €.

Однако помимо этого базового условия можно выявить еще несколько требований:

  • Наличие дистрибьютора, осуществляющего гарантию и сервис.
  • Идентичность конструктива ног вилки: в каждой ноге должен быть и амортизатор, и пружина. В иных случаях вилка перекашивается при работе, подклинивается и очень быстро изнашивается.
  • Полное отсутствие необходимости смазывать вилку где-то снаружи. Если смазывать стойки вилки, значит вся грязь, которая попадет на смазку, будет внутри вилки (и никакие гофры не спасут), что ведёт к частым ТО и быстрому выхода вилки из строя.
  • Нетребовательность вилки к обслуживанию. Некоторые производители требуют делать ТО каждые 25 часов эксплуатации. Это абсолютно неприемлемо.
  • Высокая износостойкость вилки. Вилка является одним из самых дорогостоящих компонентов во всём велосипеде, Менять её каждый сезон — слишком нерационально.
  • Апгрейдопригодность вилки. Необязательное условие, но в некоторых случаях может послужить более экономически выгодному переводу вилки в более дорогой модельный ряд. Например, из вилки Marzocchi MXC можно сделать MXR примерно за 150 €. Это получится немного дороже (примерно на 40 €), чем купить MXR сразу, но зато растянуто по времени, то есть в рассрочку.
    Rock Shox также внедрили возможность апгрейда своих вилок. Апгрейдить можно только в рамках одной серии. то есть сделать Psylo из Judy не получится.

Событие

0
joe
21 мая 2013

«Москва велосипедная» проводят конкурс сумасшедших велокостюмов :)

Авторы лучших работ примут участие в праздничном велозаезде, который телеканал «Дождь» устроит 30 июня, а самого сумасшедшего ждёт поездка в Европу на двоих.

Будь в курсе!

0
18 сентября 2011

18 сентября16:00, 17:30 — День открытых дверей в музее веломобилей19 сентября19:00 — Лекция «Smart City: теории и практики создания умного города»20:00 — Предпремьерный показ фильма о велосипедном путешествии из России в Португалию участников проекта Let’s Bike It!

0
27 мая 2011

Обсуждение проблем, связанных с велосипедным транспортом, с президентом «Велотранспортного союза» Игорем Налимовым, куратором проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимиром Кумовым, и координатором исследовательской темы «Общественное пространство» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Федором Новиковым.

0
24 мая 2011

25−летняя англичанка Сара Оутен (Sarah Outen), совершающая одиночное кругосветное путешествие, вчера вечером добралась до Астрахани — последнего города в Европе на её маршруте.

0
19 мая 2011

Улучшенная трасса длинной 850 метров с перепадом высот до 100 метров уже была опробована сильнейшими мтб райдерами на первом этапе Кубка Сибири и Чемпионате который пошел в Новосибирске в прошлом году.