Какими были велосипеды в 1980−х годах, какими способами им придавали индивидуальность и как нужно было ездить, чтобы не было стыдно.

Обязательным условием езды по улицам и дорогам является чёткое знание велосипедистом Правил дорожного движения и строгое выполнение их требований.

Скрэтч (муж. — 15 км, жен. — 10 км) дебютировал в официальной программе чемпионатов мира в 2002.

Ещё не с нами?

Почему лучше зарегистрироваться

вход

Велотриал — испытай себя

16 июля 2009

|Фото: jkitan, dv.flameartist|Источник: Популярная механика

Если во многих видах спорта результат выступления зачастую зависит от качества и технического совершенства техники, то в велотриале исход состязания определяется исключительно талантом и трудолюбием спортсмена, его физической подготовкой, чувством равновесия и способностью концентрироваться.

Не ногами, так колёсами

Считается, что история велотриала началась в Америке в середине 1970−х, когда чемпион Техаса по мотоциклетному триалу Эдди Кесслер предложил участникам соревнований тренироваться на велосипедах. Талантливые европейские райдеры быстро переняли заокеанский опыт и стали побеждать на мировых чемпионатах, а увлечение велотриалом распространилось по всему миру.

Суть триала состоит в преодолении препятствий на колесной технике. Для опытных велосипедистов не составляет труда запрыгнуть на полутораметровый пьедестал или спрыгнуть с трёхметрового, забраться вверх по лестнице маленькими шажками, проехать на одном колесе (заднем или переднем) по бревну шириной с компакт-диск.

Для соревнований по велотриалу строятся специальные трассы. Трасса может быть возведена где угодно, будь то естественные условия (горы, лес и даже водопад), городской ландшафт, крытый стадион или школьный спортзал. В ход идут любые подручные материалы — камни, стволы деревьев, деревянные ящики, старые покрышки. Для особой зрелищности возводятся подвесные мосты, качели, движущиеся конструкции.

Цель заезда — пройти всю трассу, не касаясь ногами земли.

За каждое касание начисляются штрафные баллы. Райдер, набравший меньше штрафов, побеждает. Сложность трассы рассчитывается таким образом, чтобы даже очень опытный райдер хоть раз да оступился.

В последнее десятилетие велотриал стал частью городского стиля, а заодно перестал считаться «цирковым» видом спорта для избранных. Всё больше молодых райдеров катаются для собственного удовольствия, не принимая участия в соревнованиях. Городской ландшафт изобилует разнообразными препятствиями: это и тротуарные бордюры, и фасады крупных зданий, и пьедесталы многочисленных памятников. Да и благодарные зрители в городе всегда найдутся. Наибольшим уважением пользуются спортсмены, которые умеют выполнять максимальное количество трюков: езда и прыжки на заднем или переднем колесе, вращения и пр. Настоящий любитель триала стоит и перемещается на велосипеде не менее уверенно, чем на собственных ногах.

Начать заниматься велотриалом достаточно просто. Для этого необходима общая физическая подготовка, недюжинный запас терпения, опытный наставник или хотя бы пример для подражания, комплект защиты и, что немаловажно, специальный велосипед.

«Мод» или «сток»?

Велосипеды для триала бывают двух типов: «мод» (от англ. mod, modified — модифицированный) и «сток» (от англ. stock — стандартный). Разница между ними заключается в размере колёс: у модов они 20−дюймовые, как на BMX, а у стоков — 26−дюймовые, как на обычных горных велосипедах.

Мод-байки обладают рядом достоинств. Меньшие габариты и небольшие колеса позволяют им более остро управляться и точнее «прицеливаться» перед прыжком. Мод-байк ниже стока, и тому же рама располагается гораздо ниже, чтобы вероятность повреждения колена была минимальной. Для стока такая травма нередка.

Мод значительно прочнее стока: погнуть 20−дюймовые колеса от BMX практически невозможно, тогда как 26−дюймовые колеса — это расходный материал.

В то же время «мод» легче, а значит, на нём можно выше прыгать и легче выполнять различные трюки.

Мод-байки имеют ряд особенностей. Например, в связи с малым диаметром колёс на моды не устанавливаются ни задние переключатели скоростей (передних в триале вообще не бывает), ни дисковые тормоза — эти узлы были бы повреждены о первое же препятствие из-за низкого расположения. Мод-байки — это экстремальные триальные снаряды, не предназначенные ни для чего другого.

Они не лишены недостатков. Прежде всего, маленькие колёса ухудшают проходимость. Препятствия, незаметные для стока (корни, ямы), могут оказаться губительными для мода. Мод-байк годится только для асфальта и специальных трасс. Из-за отсутствия переключателя скоростей мод не позволяет с комфортом добраться до места тренировки.

Мод-байк — это и не горный велосипед, и не BMX. Запчасти для него — это такая же редкость, как и сам мод. Он прочен, но если поломка всё же произойдёт, справиться с ней будет нелегко. Наконец, если вы катаетесь на мод-байке, практически невозможно объяснить окружающим, что у вас не BMX (20−дюймовые колеса — его верный признак), а триал-байк и вы не можете скользить по перилам и кататься в рампе для скейтбордистов.

Подавляющее большинство райдеров катается на сток-байках. Триал на велосипедах с большими колесами более зрелищен.

Лучшая проходимость «стоков» расширяет горизонты, а между тренировками на нём можно с комфортом продефилировать по городу.

Ничего лишнего

Многие технические новинки, без которых не мыслят существования современные велосипедисты, не прижились в триале. Например, седло, при его наличии, используется только на пути к трассе и для отдыха. В триале не используются амортизационные вилки — они лишь ухудшают чувство байка. Широкий руль триального байка позволяет более точно управлять поворотом колеса и распределением веса. На него никогда не ставятся «рога» — при катании они не помогут, а при падении могут стать причиной серьёзных травм.

Для повышения прочности конструкции используют специальные колёсные втулки с более толстыми осями, шатуны повышенной прочности, толстые спицы и двойные обода колёс. Зачастую выносливость достигается ценой лишнего веса. Скорости в триале небольшие, но важен крутящий момент, поэтому на велосипедах оставляют только самую маленькую ведующую звезду. В качестве защиты шестерёнки и цепи ставится рокринг — прочный диск, предотвращающий поломку узлов при столкновениях с препятствием. Иногда рокринг используют в качестве дополнительной точки опоры. Задний переключатель скоростей в триале часто бывает с укороченной лапкой (более короткий рычаг параллелограммного механизма) — чтобы не повредить его о препятствие.

Дисковые тормоза, доказавшие свою эффективность на горных велосипедах, в триале непопулярны: их также легко повредить. Чаще всего используется механический ободной тормоз V-brake. В последнее время набрали популярность гидравлические ободные тормоза Magura, обеспечивающие гораздо лучшую модуляцию. Для выполнения трюков важно также, чтобы тормоза были способны мгновенно полностью блокировать колесо. Для этого некоторые спортсмены покрывают тормозные дорожки ободов колёс гудроном.

Гордость владельцев триальных байков — широченные шины с развитым протектором. Для установки этих «катков» иногда приходится расширять проём в раме, а также использовать специальные мосты тормозных механизмов и бустеры. Способ установить широкую шину на велосипед часто становится предметом горячих дискуссий среди спортсменов. Широкие покрышки делают велосипед более устойчивым, а глубокий рисунок протектора помогает цепляться за края препятствий. При обилии острых преград важно сохранить камеру от пробоя. Для этого используются специальные защитные ленты, помещаемые внутрь покрышки, или камеры из более толстой резины.

Для катания по городу или соревнований важно, чтобы байк не только хорошо управлялся, но и привлекательно выглядел. Украшению своих боевых машин райдеры уделяют не меньше времени и средств, чем техническому совершенствованию.

Плюс два или минус два?

Велотриал — травмоопасный вид спорта. Чтобы получить удовольствие от катания и сохранить здоровье, следует выполнять два правила. Во-первых, в триале нельзя использовать контактные педали и педали с туклипсами, пристегивающиеся к обуви. Спортсмен должен быть готов в любой момент поставить ногу на землю. Классические педали для триала — шипованные платформы от BMX.

Во-вторых, ни в коем случае не стоит пренебрегать защитой.

Как минимум должны присутствовать наколенники и специальные щитки для защиты голеней — ноги легко повредить шипованными педалями. Не будут лишними налокотники и защита кистей рук — на них, возможно, придётся падать. Также, спортсмены используют шлем, защищающий голову и одновременно не ограничивающий обзор.

Материалы по теме

BMX

, Триал

, BMX по-русски

, Мир, труд, BMX

Событие

0
joe
21 мая 2013

«Москва велосипедная» проводят конкурс сумасшедших велокостюмов :)

Авторы лучших работ примут участие в праздничном велозаезде, который телеканал «Дождь» устроит 30 июня, а самого сумасшедшего ждёт поездка в Европу на двоих.

Будь в курсе!

0
18 сентября 2011

18 сентября16:00, 17:30 — День открытых дверей в музее веломобилей19 сентября19:00 — Лекция «Smart City: теории и практики создания умного города»20:00 — Предпремьерный показ фильма о велосипедном путешествии из России в Португалию участников проекта Let’s Bike It!

0
27 мая 2011

Обсуждение проблем, связанных с велосипедным транспортом, с президентом «Велотранспортного союза» Игорем Налимовым, куратором проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимиром Кумовым, и координатором исследовательской темы «Общественное пространство» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Федором Новиковым.

0
24 мая 2011

25−летняя англичанка Сара Оутен (Sarah Outen), совершающая одиночное кругосветное путешествие, вчера вечером добралась до Астрахани — последнего города в Европе на её маршруте.

0
19 мая 2011

Улучшенная трасса длинной 850 метров с перепадом высот до 100 метров уже была опробована сильнейшими мтб райдерами на первом этапе Кубка Сибири и Чемпионате который пошел в Новосибирске в прошлом году.