Куба — уникальная и своеобразная страна в отношении транспорта.

Вид консольного тормоза, работающий как клещевой тормоз с центральной тягой.

Ещё не с нами?

Почему лучше зарегистрироваться

вход

Торможение и повороты

07 марта 2009

|Sheldon Brown

Торможение — передним, задним или двумя сразу? На велосипеде у вас два тормоза, по одному на каждую руку, и если вы хотите тормозить настолько «безопасно», насколько это вообще возможно, вам придется разобраться, как и когда использовать каждый из них.

Автор
0
Шелдон Браун

Шелдон Браун — великолепный американский веломеханик, фотограф, редактор и администратор, автор многочисленных статей на велотехнические и другие темы. Поистине всемирную известность он приобрел благодаря умению ясно и точно объяснить сложные велотехнические темы, опираясь на научные знания, инженерный и практический опыт.

Здравый смысл

С точки зрения здравого смысла, использовать надо оба тормоза одновременно. Для новичков, еще не постигших науку торможения, сойдет, но без дополнительной теории вам не добиться короткого (тормозного пути) и отсутствия побочных эффектов торможения.

Максимальное торможение — аварийная остановка

Самый быстрый способ затормозить велосипед стандартной конфигурации — вдавить тормоз переднего колеса что есть силы, пока заднее колесо не будет готово оторваться от дороги. В этом случае от заднего тормоза никакого проку нет, поскольку сцепление с дорогой у заднего колеса практически нулевое.

А я не полечу кувырком?

Задний тормоз пригодится, если сцепление с дорогой не очень, или если передняя шина лопнула, но в обычной ситуации на сухой дороге передний тормоз даст вам максимальное возможное торможение — как в теории, так и на практике. Его только надо правильно использовать, и ваши торможения будут значительно менее опасными.

Многие велосипедисты побаиваются использовать передний тормоз, боятся полететь кувырком.

Иногда случается и такое, но в основном с теми людьми, которые не научились пока управлять усилием торможения. Если тормозить только задним тормозом, то все будет хорошо до тех пор, пока не потребуется резкая остановка — тогда, не сумев вовремя затормозить, можно как раз знатно кувыркнуться.

Джобст Брандт (Jobst Brandt) предложил правдоподобную гипотезу, что типичный «перелет через руль» как правило вызван не столько избыточным усилием на передний тормоз, сколько резким торможением без использования рук для гашения инерции — в этом случае велосипед останавливается, а вы, неправильно распределив вес тела, продолжаете двигаться дальше, пока велосипед не переворачивается.

В случае с торможением задним колесом такого случиться, конечно, не может — как только ваше заднее колесо начинает отрываться от земли, тормозное усилие немедленно прекращается, и велосипед стабилизируется. К сожалению, ваш тормозной путь в этом случае увеличивается практически вдвое, так что если ездить вы любите быстро, такой способ остановки вам не подойдет. Вам придется использовать руки для того, чтобы компенсировать инерцию — просто постарайтесь отжаться от руля так, чтобы ваш центр тяжести был как можно дальше от руля. Этот совет подойдет для торможения и передним тормозом, и задним, и обоими сразу. Если вы тормозите сразу двумя колесами, можете вильнуть — если заднее колесо начинает заносить, а переднее колесо при этом тоже заблокировано тормозным усилием, заднее колесо пойдет вперед и вас занесет.

Изучаем торможение передним колесом

Максимальное тормозное усилие получается тогда, когда заднее колесо практически готово оторваться от земли. В этом случае малейшее торможение задним тормозом приведет к заносу.

Самый простой способ научиться тормозить — это попрактиковаться где-нибудь на просторном месте, тормозя сразу обоими колесами, но прикладывая большее усилие на передний тормоз.

Во время торможения продолжайте крутить педали, чтобы ваши ноги сразу подсказали вам, когда заднее колесо начинает заносить. Пробуйте все более и более резкие торможения, чтобы точно определить момент заноса — и вы найдете эту точку максимального возможного усилия торможения.

Некоторые велосипедисты любят ездить на велосипедах с фиксированной передачей. Холостого хода у этих велосипедов нет, поэтому цепь даст вам отличную обратную связь — вы будете прекрасно чувствовать уровень сцепления заднего колеса с поверхностью (именно поэтому велосипеды с фиксированной трансмиссией так популярны для езды зимой).

Езда на велосипеде с фиксированным приводом поможет вам поймать необходимый уровень торможения, максимальный для переднего тормоза. Как освоитесь, сможете лучше тормозить на любом типе велосипеда, за счет исключительно переднего колеса.

Когда использовать задний тормоз

Опытные велосипедисты в 95% случаев используют передний тормоз, но бывают ситуации, когда использование заднего тормоза является предпочтительным:

  • Скользкая поверхность. На сухом покрытии практически невозможно добиться заноса переднего колеса при торможении. А вот на скользкой дороге — запросто. Если переднее колесо повело, удержать велосипед вы уже не сможете, поэтому если риск заноса велик — используйте задний тормоз.
  • Неровная дорога. На местности, пересеченной бульдозером, ваши колеса немалую часть времени проводят в отрыве от дороги. Если вы вдавите передний тормоз в тот момент, когда колесо не соприкасается с землей, колесо заблокируется, а приземляться на заблокированное переднее колесо Очень Плохая Штука.
  • Лопнувшая передняя покрышка. Если ваша шина лопнула, стоит использовать задний тормоз. Если тормозить передним, то шина может слететь с обода, в этом случае вы скорее всего упадете.
  • Лопнувший тросик — или иные причины отказа переднего тормоза.
  • Долгие горные спуски, когда ваша рука, лежащая на рукоятке переднего тормоза, может банально устать, или же вы не хотите рисковать перегревом переднего обода и разрывом покрышки (или перегревом ротора и калипера дискового тормоза). В этом случае используйте попеременно передний и задний тормоза, но не оба сразу.

Когда использовать оба тормоза

Лично я против использования сразу двух тормозов. Однако, бывают и исключения:

  • Если ваш передний тормоз недостаточно силен, чтобы заднее колесо оторвалось от земли, то задний тормоз добавит тормозного усилия. Хотя в этом случае вам стоит починить передний тормоз. Обычные ободные тормоза теряют значительную часть усилия при дожде, так что два тормоза сразу остановят вас быстрее.
  • У длинных велосипедов, вроде тандемов, отрыв заднего колеса от поверхности невозможен в силу размера, так что быстрее всего они затормозят в результате торможения обоими колесами. Но помните — если на тандемном велосипеде вы едете один, задний тормоз становится практически бесполезным из-за отсутствия достаточного сцепления с дорогой, а риск заноса в этом случае велик. Это справедливо и в том случае, если на заднем седле у вас ребенок — иными словами, вес на задней оси значительно меньше, чем на передней.

Рукоятку какого тормоза устанавливать под какую руку?

Среди велосипедистов существует разногласие по данному вопросу:

  • Некоторые утверждают, что задний тормоз должен быть выведен на сильную (правую для правшей) руку.
  • У мотоциклов под правой рукой всегда рукоятка переднего тормоза, так что велосипедисты, водящие еще и мотоцикл, так же настраивают и велосипед.

Существуют и национальные предпочтения в данной проблеме:

  • В странах, где машины ездят по правой стороне, рукоять переднего тормоза обычно ставят под левую руку.
  • В странах с левосторонним движением передний тормоз помещают под правую руку.

Наиболее вероятным объяснением этого факта мне видится необходимость для велосипедиста одновременно подавать сигналы рукой и иметь возможность затормозить другой рукой. Правда, теория эта верна только в том случае, если основным тормозом мы считаем задний.

По этой причине на моих велосипедах передний тормоз под правой рукой, что для США является отклонением от нормы. Я так сделал еще и потому, что я правша, и хотел бы самый критичный тормоз контролировать наиболее ловкой рукой.

Наклоны в поворотах

При повороте на велосипеде вы наклоняетесь в направлении поворота. Чем быстрее вы едете и чем круче поворот, тем большим должен быть наклон. С этим ничего нельзя поделать, при данных скорости и радиусе поворота центр тяжести велосипеда и велосипедиста должен быть смещен на определенное расстояние, чтобы гравитация скомпенсировала угловое ускорение, или велосипед потеряет равновесие.

Но зато вы можете управлять углом наклона самого велосипеда — будет ли он больше, меньше или равным углу наклона вашего собственного тела.

  • Можно больше кренить велосипед, а тело держать вертикально. Популярно среди новичков, которые боятся отклоняться от вертикали, предпочитая держаться прямо во избежание дезориентации. Еще так рекомендуют делать некоторые гонщики и тренеры, утверждая, что это позволяет быстрее восстанавливаться из заносов, но не очень-то я им верю.
  • Можно отклоняться самому, а велосипед держать более-менее прямо. В ходу среди тех велосипедистов, которые боятся зацепить педалью дорогу — чаще всего пользователей велосипедов с фиксированной передачей. Этот метод опять же советуют гонщики и тренеры, утверждая, что именно так быстрее всего можно выйти из заноса — им я тоже не верю.
  • Отклоняться в равной мере телом и велосипедом. Преимущество тут в том, что вы сохраняете все оси управления, контакта с дорогой и центр масс в одной плоскости, что делает управление и поведение велосипеда более предсказуемым, снижая риск заноса. Можете убедиться в этом сами, выполнив эксперимент, предложенный Джобстом Брандтом:

Некоторые велосипедисты верят, что выставленное колено или наклон тела, не совпадающий с наклоном велосипеда, облегчает прохождение поворотов. Выставленное колено или вытянутая нога — это из мира мотоциклов, бесполезная вещь, которая на неровных дорогах работает против вас. Та часть вашего веса, которая не находится в одной плоскости с велосипедом, дает дополнительную боковую нагрузку на велосипед, что может вызвать нежелательное отклонение от траектории. Да и привстать с седла в этом случае тяжелее.

Чтобы убедиться в этом, попробуйте проехать по горизонтальной дороге с неровностями, стоя на одной педали и удерживая велосипед в наклонном положении — вы увидите, по какой странной траектории движется ваш велосипед. Если же вы держите велосипед прямо, то можете ехать по идеальной прямой даже без рук. Иными словами, когда вы отклоняете центр тяжести от плоскости велосипеда, ровно ехать, особенно в поворотах, на неровной дороге вы не сможете. Для наилучшего контроля за дорогой старайтесь держать центровку.

Джобст Брандт

Письмо в Bike Culture

Ниже я привожу письмо, которое написал в журнал Bike Culture в 1995 году касательно изложенных выше аспектов:

В шестом выпуске журнала Bike Culture Марек Уткин осудил «Тупые стандарты» в велосипедной отрасли. Начал он с прекрасного упражнения в ассоциативных рядах — «Исторически тираны пытались регулировать каждый аспект общества…». Гитлера он напрямую связал со стандартами DIN, Сталина — с ГОСТом. Жаль, конечно, что он забыл провести параллель между Наполеоном и метрической системой — наверное, метрическая система Мареку по душе, и сравнивать ее с каким-то тираном ему не хотелось.

Особенно его обеспокоили новые положения ЕС, которые требовали размещать ручку переднего тормоза под правой рукой. «Проблемы начинаются тогда, когда велосипед с правым передним тормозом начинает эксплуатироваться … в любой стране, где существует правостороннее движение. В этом случае сигналы, подаваемые левой рукой при движении в потоке, намного более опасны, чем сигналы правой рукой. Если вы тормозите передним колесом, при этом на руле у вас только одна рука, ваше переднее колесо немедленно дестабилизируется. К тому же при торможении тело велосипедиста движется вперед, что дает еще большее усилие на правую сторону руля.»

Думаю, такая его реакция обусловлена типичным заблуждением насчет тормозов. Как и для всех колесных средств передвижения, самым эффективным для велосипеда является передний тормоз. За счет использования исключительно переднего тормоза остановить обычный велосипед можно в два раза быстрее, чем в случае использования заднего — за исключением очень скользких поверхностей

К несчастью, многими начинающими велосипедистами и пешеходами передний тормоз видится как нечто страшное, что заблокирует ваше переднее колесо, перекинет вас через руль и проломит вам череп. Такое случается крайне редко, и практически невозможно в случае, когда на исправном велосипеде едет человек, умеющий пользоваться передним тормозом. На велосипедах с поврежденными ободами или неправильно настроенными тормозами риск, конечно, выше. Но еще больше рискует велосипедист, привыкший полагаться на задний тормоз: если ему вдруг надо будет остановиться действительно быстро — он немедленно вдавит оба тормоза на полную, и, конечно же, полетит головой своей в бетон.

Извините за отсылку к автомобильным аналогиям на страницах этого экологичного издания — водитель, который никогда не водил машину с гидравлическим усилителем тормозов, при первом удобном случае скорее всего войдет в занос при их использовании. Это не значит, что тормоза плохи — нет, их просто необходимо научиться правильно использовать.

Я частенько езжу на велосипедах с фиксированным приводом, оснащенных только передним тормозом. Это прекрасная практика в тонком управлении передним тормозом, поскольку из-за фиксированной передачи прекрасно чувствуется сцепление заднего колеса с дорогой.

В ранние восьмидесятые я влюбился в поездки на горном велосипеде по лесам, и полностью пересмотрел свой стиль торможения, чтобы адаптироваться ко всем неровным поверхностям, характерным для лесных трейлов.

В 1988 я переехал во Францию на год, и вернулся к езде по дорогам. Прямо возле моего дома пролегал прекрасный участок дороги вдоль долины, под названием La Route des Sept Tournants. По сути серпантин, с отличным дорожным покрытием, прекрасно спланированный. Я частенько спускался по нему на велосипеде — проблема была в том, что я никогда не ехал быстро, я всегда боялся, что потеряю сцепление заднего колеса и не смогу затормозить и вылечу в кювет. Прошло несколько месяцев, я уже начал было думать, что стал трусом на старости лет, но потом вспомнил, как ездил на своем старом велосипеде, на котором вообще не было заднего тормоза. Вот и решение! В следующий раз я поехал по серпантину с твердым намерением не использовать задний тормоз — поначалу я ехал медленно, достаточно медленно, чтобы успеть затормозить одним только передним тормозом.

Good news everyone! Я почувствовал себя снова в седле! Вся неуверенность в движении моего велосипеда была именно из-за использования заднего тормоза при недостаточном сцеплении — если же я не тормозил задним колесом, его уже не заносило, а на переднем колесе из-за инерционных сил сцепления было предостаточно.

Многие люди расскажут вам, что использовать передний тормоз в поворотах очень опасно — я же в ответ замечу, что это только в том случае, если тормозите или поворачиваете вы неправильно (далее Браун повторяет изложенный выше пассаж про центр тяжести и плоскость велосипеда — прим. перев.)

Вообще говоря, я и сам не уверен, что государство должно говорить людям, как им настраивать свои велосипеды. В США, к примеру, государственная рекомендация де факто — передний тормоз слева для новых велосипедов, а я бы такую рекомендацию оспорил. Однажды я чуть было не угодил в серьезный замес из-за того, что ехал на каком-то чужом байке с левым передним тормозом. Какая-то машина подрезала меня на перекрестке, инстинктивно я сжал правую рукоятку по привычке, и, поскольку это был задний тормоз, лишь чудом, чудом смог остановиться вовремя!

Ну и добавлю в завершение еще одну причину размещать рукоятку переднего тормоза справа — большинство людей правши, поэтому правой рукой им было бы значительно комфортнее управлять механизмами, от которых зависит их, велосипедистов, безопасность. Думаю, на этом пункте мы все согласимся.

Событие

0
joe
21 мая 2013

«Москва велосипедная» проводят конкурс сумасшедших велокостюмов :)

Авторы лучших работ примут участие в праздничном велозаезде, который телеканал «Дождь» устроит 30 июня, а самого сумасшедшего ждёт поездка в Европу на двоих.

Будь в курсе!

0
18 сентября 2011

18 сентября16:00, 17:30 — День открытых дверей в музее веломобилей19 сентября19:00 — Лекция «Smart City: теории и практики создания умного города»20:00 — Предпремьерный показ фильма о велосипедном путешествии из России в Португалию участников проекта Let’s Bike It!

0
27 мая 2011

Обсуждение проблем, связанных с велосипедным транспортом, с президентом «Велотранспортного союза» Игорем Налимовым, куратором проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимиром Кумовым, и координатором исследовательской темы «Общественное пространство» института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Федором Новиковым.

0
24 мая 2011

25−летняя англичанка Сара Оутен (Sarah Outen), совершающая одиночное кругосветное путешествие, вчера вечером добралась до Астрахани — последнего города в Европе на её маршруте.

0
19 мая 2011

Улучшенная трасса длинной 850 метров с перепадом высот до 100 метров уже была опробована сильнейшими мтб райдерами на первом этапе Кубка Сибири и Чемпионате который пошел в Новосибирске в прошлом году.